Первую очередь строительства мостовых переходов через Днепр центральная власть планирует завершить во второй половине 2012 года.
В любом случае строительство запорожских мостов обречено носить статус провального. Причина тому – политические «игры» и отсутствие консолидированной местной элиты.
В пятницу, 17 февраля, деловой еженедельник «Комментарии:» провел в Запорожье «круглый стол» на тему «Кому выгодно «вечное» строительство запорожских мостов?». Состав участников мероприятия получился очень солидным (о конкретных персоналиях – ниже), наверное, поэтому дискуссия была информативной и не скатилась к банальному «базару». Однако и ответы на многие действительно важные вопросы участники «круглого стола» так и не смогли дать, в первую очередь, самим себе.
И даром не надо
Организаторы «круглого стола» озвучили тезис о том, что главная выгода от затягивания строительства мостов лежит в плоскости политической рекламы: мол, этапы строительства власть будет подгонять под выборы, чтобы иметь имидж «мостостроителей». Логика в этом предположении есть. Но действительно ли на карту поставлена возможность периодически перерезать красную ленточку перед фото- и телекамерами?
«Кто бы ни закончил строить мосты, он много дополнительных голосов избирателей не получит! Вы знаете по себе: если вы чего-то долго ждете – потом устаете ждать», – справедливо заметил депутат Запорожского городского совета Геннадий Рекалов. Причины для такой усталости действительно есть: новые мостовые переходы через Днепр начали строить в далеком 2004-м, а закончить планировали в 2007-м! Валерий Эделев, также депутат горсовета, напомнил, что такую задачу ставил Александр Поляк (в те времена – мэр города). То есть неоправданным ожиданиям запорожцев в 2012 году уже исполнится, как минимум, 5 лет!
(К слову, о сроках работ… Евгений Карташов, депутат горсовета и экс-мэр, напомнил исторические факты: Днепрогэс был построен за пять лет, а мост Преображенского – за два года! При том, что технические возможности современности и тех времен – это небо и земля…)
Практически все участники круглого стола назвали позитивным шагом прошлогоднюю передачу строительства мостов под управление центральных органов власти (Кабмин – заказчик, «Укравтодор» – генподрядчик). Евгений Карташов отметил, что главную стройку города изначально хотели отдать в управление государству – слишком масштабным был проект для одного отдельно взятого города. Однако центральная власть согласилась лишь взять на себя часть обязательств – по бюджетному финансированию. Эти планы, как мы знаем, провалились: финансирование было настолько скудным, что стройка растянулась на неопределенный срок – и государству пришлось-таки взяться за мосты самостоятельно.
По мнению Ивана Сухомлина, который в недавнем прошлом курировал строительство мостовых переходов, находясь на посту начальника городского Управления капитального строительства, Запорожье справилось бы с возложенной задачей и самостоятельно – без столичных «надсмотрщиков»… Было бы только стабильное финансирование. «Без этого стройка не просто превращается в долгострой, но и начинает терять свой уже достигнутый качественный уровень. Должен быть непрерывный технологический процесс! Нельзя просто приостановить работу, например, на временных опорах: их надо либо консервировать, либо защищать, либо продолжать с ними работать… – пояснил чиновник. – Мы не должны привязываться к датам финансирования: оно должно быть достаточным и в январе, и в феврале, и в понедельник, и в воскресенье!»
Как бы то ни было – повторимся – смена заказчика и генподрядчика строительства многих настроила на оптимистичный лад (кого-то, подозреваем, по принципу «баба с возу – кобыле легче»). И добрая половина участников «круглого стола» так или иначе в своих выступлениях все-таки называла 2012 год годом сдачи в эксплуатацию первой очереди главной городской стройки.
Нет элиты – нет мостов
Когда Кабинет министров в 2011 году «настойчиво предложил» Запорожскому городскому совету передать государству стройку № 1, «Улица Заречная» отмечала, что истинная причина такой меры может быть вовсе не в денежных потоках, которые кто-то у кого-то хочет отобрать под свой контроль. Мы писали о том, что строительство мостов оставалось подконтрольным местной власти при самых разных ситуациях: при оппозиционной и при провластной мэрии, при полном безденежье и при более-менее стабильном финансировании, при «оранжевых» и при «бело-синих». А забрали у нас стройку «по странному совпадению» именно тогда, когда местные «князья» (все – из «бело-синих», заметим) решили, что все общие проблемы решены и можно наконец предаться междоусобной войне…
На «круглом столе», проводимом «Комментариями:» эту же причину – междоусобные внутрипартийные войны – неоднократно называли главной причиной и более ранних, чем в 2011-м, проблем с мостами!
«Причина проблем – отношение Киева к Запорожью с пренебрежением. – высказал мнение Геннадий Рекалов. – А такое отношение сформировалось потому, что мы не имеем консолидированной элиты в городе. У нас все дружат друг против друга. Постоянные разборки, которые с удовольствием подхватываются прессой, приводят к тому, что создается мнение: в городе силы, способной решать проблемы, нет».
«За 20 последних лет у нас не создалась команда в масштабе области, – согласился со своим идеологическим оппонентом депутат ВР Алексей Бабурин. - В советское время была такая глыба, как Михаил Николаевич Всеволожский (с 1966 по 1985 гг. – первый секретарь Запорожского областного комитета Компартии. – Прим. «УЗ»). Такой же первый секретарь обкома был в Луганске, в Донецке… Они решали вопросы на союзном уровне! И деньги бюджетные шли в Запорожье наравне с сибирскими крупными регионами. А откуда взяться команде, если у нас уже… Какой по счету губернатор? Я и сбился уже со счета! 14-й, кажется. У нас были 7-месячные, 9-месячные губернаторы… Откуда взяться команде и лоббированию?».
«Я не хотел бы, чтобы мы сегодня искали виновных на стороне, – поддержал коллег Валерий Эделев. – Да, серьезный проект. Есть проблемы, есть и сторонники, есть и противники… Но, тем не менее, мы обязаны были построить мосты, как обещал Александр Владимирович Поляк, в 2007 году, в крайнем случае – в 2009-м. И я считаю, что при нормальной организации работ мы могли это сделать. К сожалению, не все было гладко в «нашем доме»!».
Как мы видим, дискуссия о мостах все равно пришла к разговору о политике и местной элите, о «запорожском клане» (в хорошем смысле этого слова), о запорожском «землячестве» в ВР и центральной исполнительной власти. Но в данном случае это как раз не «забалтывание» проблем, а поиск механизма их устранения. И если на горьком примере долгостроя запорожских мостов местная несформировавшаяся еще элита сделает правильные выводы, впереди запорожский край могут ждать не менее важные и перспективные проекты. Если же нет… сами понимаете, мосты через Днепр долго будут первым и последним уникальным объектом, который решили строить в нашей области за годы независимости.
Дмитрий ЕГОРОВ

























«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Комментарии:
{ER | 26.02 2012 в 11:55
ОДНА БЕДА СТРАНЫ-ВОРЬЕ КРУГОМ!!!