Ряса, борода, распятие на груди и большой черный колпак на голове – именно так большинство людей представляет себе священника. Встретив в крымских горах человека в джинсах и с дредами на голове, вы ни за что не подумали бы, что он тоже священник. Давид Акимов, он же отец Дамиан, он же архиепископ Херсонеса Таврического и всея Готии Дамиан II, – обычный человек, которого в неслужебное время можно увидеть в джинсах, цветастом свитере и с банданой, повязанной на лбу. Над банданой ровными «колбасками» свисают дреды.
Большие расхождения со стереотипным батюшкой у отца Дамиана не только во внешнем виде. Его образ жизни тоже весьма динамичен: долгим молитвам в кельях архиепископ предпочитает путешествия, но не по турпутевке в жаркие тропики, а автостопом с палаткой и спальником по просторам Украины и ближнего зарубежья. Едва ли не в каждом городе страны у него найдется пара-тройка друзей. Есть такие и в Запорожье.
Служит отец Дамиан в Севастополе, куда к нему нередко приезжают гости из разных городов. Все они присоединяются к духовным практикам, которые архиепископ проводит высоко в горах – именно здесь, по его словам, он чувствует себя свободным. Кстати, священник-путешественник занимается обустройством туристической стоянки на горе Шулдан, известной пещерными монастырями древних христиан.
В интервью «Порогам» «странный» батюшка рассказал о церкви, которую возглавляет, и своих взглядах на жизнь и религию.
- Как называется ваша церковь и каков ваш духовный сан?
- Официально она называется Готской Поместной Церковью Иисуса Христа. Размещается на территории Готской епархии, это юго-западный Крым. Почему поместная? Потому что именно в этой местности, церковь – собрание верующих, чья – Иисуса Христа. Даже в Апокалипсисе сказано, что Господь возвещал предстоятелю церкви филадельфийской: молодец, что не забыл имя мое... У нас сейчас половина народа уверена, что глава церкви – патриарх, а он просто первым стоит среди всех, но не глава, глава – Христос.
А состою я в сане архиепископа. Епископом я стал в 2002 году, перед этим, конечно, был священником, до этого дьяконом, то есть прошел всю иерархию. 22 апреля 2003 года был возведен в сан архиепископа (можно сказать, авансом) и назначен на Готскую кафедру.
- Как давно вы служите в церкви?
- Примерно с середины девяностых годов. Сейчас, когда я оглядываюсь на прошлое, понимаю – это с трудом можно назвать верой, поскольку внутреннее обращение к ней пришло гораздо позже. Прежде чем Господь коснулся меня, я прошел долгий неправедный путь, было все, в том числе и алкогольные опьянения. Но все эти внешние факторы тоже были нужны. Мне пришлось как можно глубже упасть вниз, чтобы подняться выше. Это не значит, что теперь я выше, а вы ниже, нет, просто каждый находится на своей ступени развития.
- Что вы имеете в виду?
- Например, приходит в храм бабушка и спрашивает: где икона, перед которой поставить семь свечек? Я не буду объяснять, что это язычество, потому что она этого не поймет, она находится на своем уровне сознания. И Господь с ней тоже общается на этом уровне сознания. Понимаете, это как вода: можно молоток занести над рекой, можно лицо – и эта река будет отражать либо молоток, либо лицо, но ни тем, ни другим она не будет являться. То есть если человек воспринимает Бога в образе десятирукого существа, Господь не придет к нему в образе Богородицы, он придет к нему в форме этого существа, хотя он таковым не является.
- Как давно существует готское православие?
- Готские архиепископы, епископы и митрополиты участвовали во всех вселенских соборах от первого в 325 г. и до последнего, седьмого. Когда смотришь на все эти споры в православной церкви, мол, кто же древнее – Киевский Патриархат или Московский, думаешь: здесь, в Крыму, в четвертом веке уже была церковная жизнь, была епархия, Киева и Москвы вообще даже на карте не было. И поэтому я дислоцировался от всех этих распрей и строгих уставов. В монастыре Шулдан, где я сейчас живу, на воротах висит лишь один пункт устава: «Никто никому не мешает жить, во имя Иисуса Христа, во славу Бога отца». Если же посмотреть уставы других монастырей, то там 50 пунктов того, что тебе нужно делать, еще 30 пунктов – что запрещено.
- Что означает эта фраза – «Никто никому не мешает жить»?
- Двери храма открыты всегда и для всех, но «не грузи» ближнего. Постишься, а человек рядом не постится – ни в коем случае не хвались: мол, я весь «чистый и пушистый», а ты нет. Каждый общается с господом, как ему это удобней!
- А почему дреды? У кого-кого, а у священника подобную прическу мне видеть не доводилось. С чем это связано?
- Я их заплел год назад, после того, как дал обет назира (прим. авт. назирут – бессрочный обет во имя Всевышнего, своеобразное отшельничество в соответствии с традициями Ветхого завета). Теперь я не могу прикасаться к мертвым, употреблять алкоголь и не стригу волосы. Но если их не стричь, кончики волос секутся, и волосы со временем начинают выпадать. Вот я и нашел выход из положения. Но я не единственный христианский священник с подобной прической – египетские христиане-копты тоже отращивают дреды.
- Честно говоря, вы не слишком вписываетесь в привычный образ священнослужителя. Сталкивались ли вы с критикой в свой адрес?
- Знаете, пусть говорят. Что бы ты ни делал, тебя будут осуждать, и то, что для тебя является правильным, не обязательно будет правильным для другого человека, ведь все люди находятся на разной ступени сознания.
По словам отца Давида, его прическа порой вызывает необоснованные подозрения даже у представителей правоохранительных органов. Но пообщавшись с ним, каждый может убедиться в справедливости истины, что внешность бывает обманчива, а под дредами может скрываться человек, проповедующий добро, мир и любовь.
Справка «Порогов»
Архиепископ Дамиан (в миру Давид Акимов) родился 23 марта 1975 г. в г. Николаеве в семье караимов. В юношеском возрасте состоял в еврейских культурных организациях, работал мадрихом (инструктором) молодежных клубов. В 90-х годах перешел в Российскую Православную Автономную Церковь (РПАЦ), где 15 ноября 2001 г. был пострижен в монашество, а 18 ноября 2001 г. рукоположен во иеромонаха.
В течение нескольких лет переходил из одной неканонической церкви в другую. Пройдя таким образом по карьерной лестнице от игумена до архиепископа, получил титул архиепископа Харьковского и Готского. 11 марта 2005 г. покинул ИПЦ(Р) и на протяжении трех лет автономно управлял приходскими общинами своей епархии.
В апреле 2008 г. им была провозглашена новая неканоническая религиозная организация Готская Поместная Церковь, локализованная на территории Крыма. Проживает и служит по собственному созданному Готскому чину, придерживается обновленческих позиций. Также считает, что каждый епископ должен возглавлять собственную поместную церковь.
Дмитрий ВОРОНИН
Комментарии:
нет комментариев