Представлять Татьяну Астафьеву большинству наших читателей, думается, нет необходимости. Хотя бы потому, что о театре-кабаре «Александровский уезд», созданном ею в начале 90-х, слышали если не все, то многие.
В 1990-м году, закончив высшую профсоюзную школу культуры в Ленинграде, по специальности хореограф-балетмейстер, она возвратилась в родной город. С этого момента Татьяна Астафьева – создатель и художественный руководитель Запорожского театра-кабаре «Александровский уезд».
С 2006-го года – главный балетмейстер Запорожского академического областного украинского музыкально-драматического театра им. В.Г. Магара.
В этом году Татьяна Владленовна была удостоена звания заслуженной артистки Украины. Сегодня без участия балета не обходится практически ни один спектакль театра.
Взгляд в прошлое
– Идея создания театра-кабаре принадлежит Вам?
– Мне. В 1990-м году, после 5-ти лет учебы, я вернулась домой. В Ленинграде, где мы изучали классический танец, нам преподавали лучшие педагоги из Мариинского театра, Вагановского училища и т.д.
Готовили из нас балетмейстеров театра, и приехав в Запорожье, я долго не могла понять – с чего начать. По той причине, что в городе уже существовало множество прекрасных народных коллективов, превзойти которые было очень непросто. Мне же хотелось сделать коллектив в каком-то таком жанре, чтобы он был интересен и нужен запорожцам. Поэтому и возникла идея именно кабаре. Обозначает этот термин артистический кабачок, в котором читали стихи, исполняли песни, показывали сценки и т.д., смешение разных жанров и стилей. Я стремилась сочетать в нашей работе и песню, и оригинальный жанр, и самые разнообразные танцы.
– Когда Вы впервые осознали, что именно танец – ваше призвание?
– Очень рано! Благодаря своим родителям. Папа всю жизнь проработал в сфере культуры, и мама тоже. Отец в разные годы был директром многих дворцов культуры: ДЭЗа, «Титана», и потом им. Дробязко.
В четыре года мама привела меня в балетную студию в ДК ДЭЗа. Она очень хорошо танцевала сама, и меня отдала на танцы. Потом я занималась в ДК «Титане», в ансамбле народного танца. Руководил им Эдуард Абрамович Присайзен, которого уже нет. Это педагог, которому я кланяюсь низко. Как и Биденко, который преподавал в «Днепроспецстали», он тоже умер. Многие из его учеников потом пошли преподавать. Когда я заканчивала 10-й класс, танцевала сразу в 2-х коллективах. Это было необходимо для того, чтобы поступить. Я закончила культпросвет училище в Днепропетровске, а затем отправилась в Ленинград. И сегодня я даже не могу себе представить, что у меня могла бы быть какая-то другая профессия.
– Как случилось, что Вы вместе с «Александровским уездом» оказались в театре имени Магара? Работая там, удается заниматься собственным творчеством?
– Хочу вернуться к тому моменту, когда мы ушли из Дробязко. Точнее, нас оттуда «попросили», так как расформировали коллектив самого Дворца. На тот момент мы были уже известны. Кажется, в 2003-м году, уже не помню точно, «Александровский уезд» стал муниципальным театром. Тем самым Запорожским муниципальным театром танца, который возглавляет сегодня Лариса Неверова. Этот театр – наше детище. Но случилось так, что мы попрощались со своим же детищем (это дело давнее, и говорить об этом подробно сейчас не хотелось бы) и ушли оттуда. К тому моменту я уже принимала участие в работе над спектаклем «Ревизор», который ставил Виталий Денисенко, однако о более тесном сотрудничестве речи тогда не шло.
В итоге, когда мы остались на улице, директор театра имени Магара Валентин Слонов пришел нам на помощь, и пригласил на работу. Так официально мы стали балетом театра. Сегодня у нас – высокопрофессиональный коллектив, в котором все имеют профильное образование. Возрастной диапазон наших артистов достаточно широк – самым младшим девочкам по 20 лет, самому старшему танцору – 47.
Что же касается творчества «Уезда»… При условии, что балет участвует практически во всех театральных постановках, это довольно затруднительно. В 2011-м году мы сделали спектакль «Жизнь длиною в танго». За это низкий поклон моему отцу – Владлену Астафьеву. Он бессменный директор коллектива и до сих пор нам помогает. Но, конечно же, в новом театральном сезоне мы продолжим работу над собственными постановками.
Настоящее и будущее
– Над какими спектаклями Вы будете работать в обозримом будущем?
– Во первых, конечно, это «Леди Гамильтон» в постановке Евгения Головатюка – главного режиссера театра – премьера, которую зрители увидят уже 14 июня. Затем он приступает к новому спектаклю, посвященному 1025-летию Крещения Руси. В очереди стоит «Пер Гюнт» Эдварда Грига, над ним работают Виктор Попов и наш главный дирижер – Александр Сурженко. Скоро начнется работа над спектаклем «Тевье – молочник». И наконец, в театре снова будет работать Владимир Магар – младший. Но он в своем театре им. А. В. Луначарского, в Симферополе, выпускает новый спектакль, поэтому, «Украдене щастя» Ивана Франко зрители увидят уже в 85-м юбилейном сезоне. Планируется, что в этой постановке будет задействован наш балет.
– В этом году Вам присвоили звание заслуженной артистки Украины...
– Документы мои на получение звания были поданы 15 лет назад, еще в «Александровском уезде». Но дело в том, что рассматривают их иногда годами, случается, что и десятилетиями, как в моем случае. Но искать в этом чей-то злой умысел мне не хочется. Ведь и очередь какая-то существует. В том смысле, что худсовет собирается, выдвигает кандидатуру, предлагает на награждение. Этот процесс действительно сложный.
Я, например, уже работая в должности главного балетмейстера, предлагала на награждение Тамару Боброву – нашего второго балетмейстера. Она проработала в театре много лет.
Но знаете, чем я действительно горжусь. Тем, что за 85 лет существования театра я первая из артистов балета получила это звание. Хотя в разные годы в театре работала масса прекраснейших, талантливейших людей, достойных самых высоких наград.
Правда, документально это еще никак не подтверждено. 27 марта со сцены объявили, а указ о награждении я прочла на сайте президента Украины, и на этом пока все. Документов еще нет, поэтому в театре нигде не указывают, что у меня есть звание.
Но все равно, я очень счастлива, что получила его при жизни моих родителей. Что они увидели, услышали, и смогли порадоваться за меня. Ведь это их заслуга и мечта. Это свое достижение я посвящаю им!
Олег ВАЛИК
Комментарии:
Елена | 23.06 2013 в 11:38
Мне ,как постоянному зрителю и не покривлю душой ,если скажу,что не один десяток лет я являюсь поклонницей таланта ,творчества,проф. роста артистов драмы ,артистов балета,но не могу вспомнить артистку балета Татьяну Астафьеву.В каких спектаклях она танцевала?!Всё враньё!!!