Украинский автопром закончил 2009 год с показателем 83,6 процента падения годовых объемов производства. Если в 2008 году отечественные автопроизводители совместными усилиями выпустили 424,2 тысячи автотранспортных средств, то в 2009 году эта цифра составила 69,3 тысячи единиц.
За 12 месяцев 2009 года в Украине было произведено 65 тысяч 646 легковых автомобилей, что в 6,1 раза меньше объемов производства 2008 года. Грузовых автомобилей было произведено на 81,4 процента меньше, чем в предыдущем году. Падение производства автобусов составило 86,5 процента. Прошедший 2009 год производители автобусов закончили с показателем 1 тысяча 318 штук – таковы данные ассоциации “Укравтопром”.
Стоит сказать, что среди украинских автопроизводителей меньше всего за прошедший год производство сократилось на ЗАЗе – на 83 процента, больше всего на “Еврокаре” – на 90 процентов. В то же время, в 2009 году Запорожский автомобилестроительный завод сократил чистый убыток почти в 2,5 раза по сравнению с 2008 годом, до 158,75 миллиона гривен.
Тормоза производства
По словам генерального директора ООО “Альфа-Плюс” Вячеслава Гапоненко, основные факторы, “тормозящие” сегодняшнее развитие авторынка, – это сокращение автокредитования и доходов населения, а значит, уменьшение покупательной способности. По словам эксперта, по мере распродажи складских запасов 2008–2009 годов вполне возможно подорожание автомобилей в нынешнем году.
– В феврале-марте рынок продаж авто несколько вырос, – говорит директор ООО “Альфа-Плюс”. Однако, в первую очередь, это связано с акционными предложениями продавцов. Пока банковский сектор реально не заработает, не будет подъема ни в одном секторе производства. В том числе, и в автомобилестроении, – подытожил Вячеслав Гапоненко.
Запустить конвейер
Чтобы задействовать простаивающие мощности, украинские предприятия в 2010 году намерены добиться реализации ряда стимулирующих мер по поддержке отечественного автопроизводства. Принятие законопроекта по легализации системы “Trade-in” (продажа авто, бывших в употреблении), введение таможенной надбавки на импортные авто, а также разработка механизма по утилизации старых автомобилей в обмен на новые.
Подготовка специального закона по развитию автомобильной промышленности началась еще в прошлом году, когда по итогам июльского “круглого стола” “Законодательство Украины в поддержку отечественной промышленности в условиях мирового финансово-экономического кризиса” была создана рабочая группа по автомобильной промышленности, которую возглавил народный депутат из фракции БЮТ Валерий Крайний. Группа тесно сотрудничала с Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров, подготовила ряд рекомендаций для Министерства финансов, Минэкономики, Минпромполитики касательно внесения изменений в законодательные акты. Кроме того, была разработана общенациональная программа стимулирования экспорта.
Этот документ предполагает приведение базы налогообложения прибыли в Украине к нормам ЕС. Уменьшение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Внедрение эффективного механизма удешевления кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов. Стимулирование потребительских кредитов для приобретения автомобилей отечественного производства и целый ряд других мероприятий, – рассказал “ЗС” депутат Верховной рады Украины из фракции БЮТ Валерий Крайний.
В нынешних условиях становится актуальной разработка законопроекта, которым бы предполагалось восстановление преференциального режима деятельности для предприятий автомобилестроительной области, – продолжает Валерий Крайний. Тем более, что в данное время наблюдается тенденция по восстановлению в законодательном порядке льгот предприятиям определенных областей промышленности. В частности, 20 января этого года был принят Закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственной поддержки самолетостроительной промышленности Украины”, которым были восстановлены и продлены до 2016 года преференции предприятиям этой области. Также на рассмотрении Верховной Рады находятся законопроекты, которыми предполагается восстановление льготного режима налогообложения для предприятий судостроения. В конце февраля Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал принять их за основу.
Валерий Крайний:
– Новая концепция развития автопрома и авторынка до 2020 года находится на завершающей стадии согласования в министерствах и ведомствах”. – Мы всерьез рассматриваем возможность реализации в Украине европейского и российского опыта по утилизации старых автомобилей в обмен на новые. Ведь кроме решения проблемы автохлама, закон поможет навести порядок в сфере продаж б/у автомобилей. Не секрет, что во время купли-продажи участники операции занижают цену сделки, а значит, платят меньше налогов. Однако этот вопрос нуждается в поиске механизмов, приемлемых для Украины. Мы тут находимся в самой ранней стадии. Россиянам проще, так как у них есть необходимые средства, а у нас сегодня даже утвержденного бюджета нет.
Относительно соседей, то в Российской Федерации с 8 марта стартовала программа по утилизации старых автомобилей и субсидированию покупки новых (система “Trade-in”). По правилам программы при сдаче машины на утилизацию собственник получает компенсацию в 50 тысяч рублей (1675 долларов) на покупку нового автомобиля, производимого в РФ. За неделю в России уже было выдано 5386 скидочных сертификатов на озвученную сумму, для покупки новых авто в обмен на утиль.
Украина как место для автомобильных отходов
Европа, а также Япония давно начали развивать утилизацию своего автохлама и добились заметных успехов в данной области. Так, к примеру, в Японии уже сейчас достаточно различных производственных технологий, чтобы к 2012 году начать производить 90 процентов новых авто за счет получаемого от утилизации отслуживших автомобилей вторсырья. К этому стремится также и Европа.
Впрочем, зарубежные производители привыкли и к другому способу решения проблемы утилизации своих авто: продаже подержанных машин за рубеж, в большей степени в Россию и Украину. В той же Японии авто принято менять каждые пять лет, а ведь по нашим меркам пятилетняя “японка” лучше отечественного нового автомобиля. Вот и везут украинские “серые” дилеры подержанные автомобили в страну, где утилизация сырья не имеет таких масштабов, как за рубежом.
“Старушка” дымит больше
Главные токсические выбросы автомобилей – это отработанные газы и топливные испарения. Как известно, объемы ядовитых веществ зависят от режима работы автомобиля, качества топлива и технического состояния. То есть, если автомобиль новый, то, естественно, работает лучше, а значит, и атмосферу загрязняет меньше.
– Доля автомобильных выхлопов в загрязнении запорожского воздуха за последние годы превысила 40 процентов, и она постоянно растет, ведь транспорта на улицах города становится все больше, – говорит глава Запорожской областной организации Партии Зеленых Украины Лариса Шевчук. – Самое грустное – что автомобильные выхлопы давно уже пришли во дворы, в так называемую “зону дыхания”. Сегодня большая часть каждого из дворов превратилась в так называемую автостоянку. Согласно последним научным данным, только в состав отработанных газов автотранспорта входит свыше 200 химических компонентов. Наиболее токсичные из них: оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, бенз (а) пирен, альдегиды, сажа и так далее. Если продолжать просто констатировать ситуацию и не предпринимать никаких мер по улучшению действительности, то автовыбросы скоро станут главной проблемой украинских мегаполисов, – подчеркнула Лариса Шевчук.
Евро нам не надо?
Согласно европейским экологическим стандартам, известным как нормы “Евро”, устанавливается четкая регламентация содержания вредных веществ в выхлопе транспортных средств (углеводородов, оксидов азота, угарного газа и прочих), – говорит президент ассоциации владельцев транспортных средств (“АВТРАНС”) Виталий Дзюба. Например, давно устаревшим стандартом “Евро–1” предусматривался выброс оксида углерода (СО) не более 2,72 г/км (для бензиновых двигателей), углеводородов (СН) – не более 0,72 г/км, оксидов азота (NO) – не более 0,27 г/км. В стандарте “Евро-2” нормы были ужесточены почти в 3 раза. В пришедшем ему на смену “Евро-3” нормы стали еще более жесткими. И так далее. Современным стандартом “Евро–5” предусматривается значительное снижение различных вредных выбросов автотранспорта.
Что касается нашей страны, – продолжает Виталий Дзюба, то 14 июля 2009 года Конституционный Суд Украины признал неконституционным Закон “О внесении изменений в некоторые законы Украины по минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности”, о чем и вынес соответствующее решение. Этот законопроект предполагал введение в Украине более жестких требований к экологичности транспортных средств. В частности, предусматривалось с 1 января 2010 года ввести в стране экологический стандарт не ниже “Евро-3”, с 1 января 2012 года стандарт не ниже “Евро-4”, а с 1 января 2014 года ввести стандарт “Евро-5”.
Но так как решение Конституционного Суда признало проект неконституционным, то в настоящее время в Украине действует старая редакция Закона “ 694-VI, которая предусматривает легальность как ввоза, так и производства транспортных средств, соответствующих требованиям экологического стандарта “Евро-2”. Таким образом, введенный еще в 2006 году стандарт “Евро-2 продолжает действовать у нас и сегодня, – констатирует президент “АВТРАНС”.
Качественным и действенным выходом из ситуации мог бы стать принятый закон по утилизации старых автомобилей и субсидированию покупки новых. С одной стороны это даст возможность закачать в отрасль большие средства в виде возросшего количества заказов. С другой же стороны, будет решена еще одна проблема – санитарно-экологическая, ведь сегодня вместо того, чтобы отвозить авто в утиль, водитель предпочитает бросить отработавшую свой срок машину где-нибудь в пригороде, а то и вовсе оставить под окнами дома в соседнем дворе. Причем нетрудно догадаться, что количество автохлама постоянно растет по мере того, как возрастает объем ввоза в Украину подержанных авто.
Роман ПРЯДУН
Комментарии:
нет комментариев