Кто платит, тот...
Общественный транспорт – угроза обществу, уверена запорожанка Елена, которой недавно пришлось в час-пик ехать в одной маршрутке с грязным человеком асоциальной наружности. «Раньше они хоть катались трамваями и троллейбусами, теперь до маршруток добрались! – жаловалась женщина уже на остановке, выйдя из транспорта. – До сих пор в горле тошнотворный ком стоит. Теперь вот думай: можно ли вообще садиться на сиденье маршрутки? Где гарантия того, что там перед тобой не сидел человек, с которого буквально сыплются вши, а руки покрыты язвами?».
Подобные истории – не одиночны. По словам горожан, наиболее часто с бомжами приходится сталкиваться в трамваях и электричках. А также в троллейбусах, где «оплата за проезд – водителю». В таком транспорте нет четкого контроля за входящими: пока кондуктор пройдет из одного конца салона в другой, можно запросто проехать пару остановок. В маршрутках же дело лучше: там без оплаты в салон не пустят. Однако это не делает их более безопасным транспортом. Истина о том, что за деньги водители готовы пустить в салон кого угодно, находит свое подтверждение: бомжи, пьяные, неопрятные люди, которые, судя по запаху, не мылись где-то месяц – всем найдется место в маршрутке за 1,5 – 2 гривны. При этом то, что всех остальных пассажиров тошнит только при одном виде подобных «личностей», водителей зачастую совсем не интересует. И возвращать деньги за проезд тем, кто не хочет ехать рядом с бомжами или пьяницами, маршрутчики не собираются.
ГасТОРБАйтеры
Комментировать ситуацию с доступом личностей антисанитарного вида в транспорт водители, преимущественно, отказываются. Те же, которых удалось «разговорить», жалуются на пенсионеров и льготников: «Мы не имеем права им отказать – и так жалобами закидывают транспортное управление и горсовет, обвиняя нас в том, что мы не хотим их возить бесплатно. Сколько скандалов было уже на этой почве. И хоть раз бы чиновники встали на защиту водителя! Все пиарятся и хотят быть «хорошими» и «защитниками бабушек». А о том, что эти бабушки и дедушки порой выглядят и «благоухают» так, что мама не горюй, никого не интересует. Приходится брать – работа дороже».
Немало конфликтов возникает и вокруг антисанитарного багажа. Особенно грешат грязными торбами электрички. Наиболее раздражает горожан кладь с сырой рыбой: из-за жары запах в душном транспорте от такого багажа стоит ужасный. Второе место в рейтинге неприязни занимают торговки пирожками. «Больше всего возмущает наглость, с которой они лезут в забитый автобус, и под пафосные речи о том, что «я воевала за тебя под Сталинградом», пытаются чуть ли не за шиворот поднять тебя с кресла. При этом то, что их просаленные жирные торбы могут запросто испортить чьи-то брюки или юбку, их совершенно не интересует. Поэтому «униформа» студентов-бабурчан – исключительно джинсы!» – комментирует Андрей, студент одного из запорожских вузов, ездящий в альма-матер 92-м маршрутом.
По действующим ныне нормам, за багаж, превышающий разрешенные для бесплатной провозки нормы, необходимо платить, как за пассажира. Однако запорожцы не только не платят за объемные чемоданы, но зачастую даже не заботятся о том, чтобы багаж не доставлял дискомфорта остальным пассажирам.
По словам маршрутчиков, повлиять на запорожцев они мало чем могут, максимум, что удается, – пригрозить: не поеду, пока не заплатите. Но срабатывают такие методы через раз. Связываться с оформлением протокола о незаконном провозе багажа никто из водителей не хочет: каждая минута на счету. В таких условиях, говорят пассажиры, единственный выход – взаимоуважение. Водители же видят решение проблемы в замене льгот на бесплатный проезд социальными выплатами льготникам. К слову, по такому пути монетизации льгот пошла не только Россия, но и все республики бывшего СССР, за исключением Беларуси.
Лера ШВАРЦ
Комментарии:
нет комментариев