Человечество в последние десятилетия очень активно опустошает копилку природных ресурсов, которые, заметим, отнюдь не являются безграничными. Для того, чтобы как-то контролировать этот процесс, в ряде развитых государств, таких как Соединённые штаты Америки, Германия, Нидерланды, Франция, Великобритания и других созданы и успешно функционируют крупные предприятия, которые перерабатывают вторсырье, а также продуцируют энергию и топливо из возобновляемых источников. Пока примеры западных соседей, в основном, лишь впечатляют, но никак не побуждают к серьезному делу наших промышленников и предпринимателей. А ведь вторсырье и альтернативные источники энергии могут приносить вполне ощутимый доход предприятиям, которые специализируются на их переработке и, естественно, пользу окружающей среде в целом.
Кое-какие подвижки в этом направлении в Запорожье таки совершаются. Известен пример мусороперерабатывающей линии СП “Ремондис”. Это предприятие, кстати, занимает основную часть этого рынка. Но оно не единственное. О работе “Ремондиса” мы писали не раз и еще не раз напишем. А сегодня хотим рассказать о тех предприятиях, которые также занимаются отходами. “ЗС” решила узнать, какие препятствия мешают, чтобы переработка отходов заработала у нас намного более эффективно.
Отходы, накапливающиеся внутри и вокруг крупных городов, могут сделать нашу жизнь невыносимой. А могут приносить пользу и не портить окружающую среду. Но для этого надо привыкнуть сортировать отходы так же, как мы привыкли чистить зубы по утрам.
Разделяй и зарабатывай
Сбор и захоронение бытовых отходов является основным видом деятельности ООО “Экотехнологическая компания “Граник”, которое работает в этом направлении более 12 лет и сотрудничает более чем с 800 клиентами.
С 1998 года ООО “ЭК “Граник” оказывает услуги по вывозу ТБО в городе Запорожье. С 2009 года компания занимается вывозом отходов в городе Вольнянске и Вольнянском районе, обслуживая население как многоквартирных домов, так и частного сектора, а также бюджетные организации и предприятия частной формы собственности.
Для захоронения вывозимого мусора компанией “Граник” был создан и эксплуатируется полигон твёрдых бытовых отходов возле села Украинка Вольнянского района Запорожской области. Для сбора твёрдых бытовых отходов ООО “Экотехнологическая компания “Граник” предлагает к использованию большой выбор евроконтейнеров: стальных оцинкованных и пластиковых, контейнерных систем для раздельного сбора отходов.
На сегодня основной проблемой, связанной с отходами, является нежелание жителей сортировать мусор. Запорожцы – яркие представители этой тенденции. При этом вред, который наносят смешанные отходы окружающей среде, колоссальный, а что-либо сделать полезное с несортированными отходами уже нельзя. Не помогут ни мусоросжигательные и перерабатывающие заводы, ни сортировочные линии.
Выход из этого мусорного тупика один – переходить на раздельный сбор мусора, – говорит директор компании “Граник” Геннадий Дубов. – Отделять от мусора вторичные ресурсы для продажи, пищевые отходы для производства компоста, ненужные вещи отдавать нуждающимся людям, в Красный Крест. При этом надо помнить, что раздельный сбор мусора начинается с наших домов – жители должны заботиться об окружающей среде и любить свой город.
Что касается нас, то в Запорожье компания “Граник” наладила современную систему утилизации отходов, эксплуатируя полигон ТБО, совместно с международной природоохранной организацией Гринпис внедряет программу раздельного сбора отходов: “Белая книга Запорожья”. Коммунальные и бюджетные предприятия, которые заключили договора с нашим предприятием, существенно экономят бюджетные средства. За счет чего? Оплата берется не по норме накопления, а за фактически вывезенные отходы. Собранные нашими заказчиками вторичные ресурсы остаются в их собственности и реализуются самостоятельно. Внедрение раздельного сбора отходов в Запорожье является приоритетным для нашей компании. Сортировка мусора даст то, что необходимо запорожцам: низкие тарифы за вывоз отходов и чистоту, – констатирует Геннадий Дубов.
Руководитель экотехнологической компании уверен, что наладить нормальную практику сортировки отходов можно, только заинтересовав людей.
Геннадий Дубов:
– Сегодня от того, сортируют ли жители отходы или нет, не зависит ни величина коммунальных платежей, которую они оплачивают за вывоз мусора, ни чистота на контейнерных площадках и во дворах, ни выражение благодарности горожанам. Когда эта практика изменится, то сортировка мусора станет привычкой, такой же, как умываться, чистить зубы, завтракать по утрам. Привычка, утерянная нашим обществом, которую надо обязательно восстановить. Только при таком подходе из наших небольших уютных дворов получится красивый и ухоженный город.
Топливо из отходов и растений
На одном из заседаний в городском совете было анонсировано возведение биотопливного завода на территории Запорожья. Будущая новостройка уже имеет название ООО “Запорожский биотопливный завод”. Сегодня этот объект проходит процедуру необходимого согласования. Представитель компании Александр Карчевский говорит, что пока все вопросы не закрыты, однако уже закуплено оборудование, кстати, украинского производства, которое решили опробовать на деле. Для этого в селе Малая Белозерка, что в Васильевском районе, арендовали в одном из хозяйств 1000 кв. м. Заявленная мощность производственной линии - 10–20 тонн топлива в сутки. После открытия завода в областном центре планируется увеличить этот объем в пять раз.
– На сегодня уже практически готова пробная партия биотоплива для дизельных двигателей, так называемые метиловые эфиры жирных кислот. Ждем приезда представителей госпредприятия “Масма Сепро”, которое относится к Минтопливэнерго и занимается сертификацией нефтепродуктов и систем качества, – говорит Александр Карчевский. - После получения необходимых документов начнем продавать наше топливо.
Производить биотопливо запорожцы намерены как из растительного сырья (рапс, подсолнух, соя), так и из отходов (всевозможные животные и растительные жиры). Учитывая тот факт, что страны Запада, например, Германия, биотопливо производят уже более 20 лет, а Украина не очень предметно занимается этим лишь последние 10 лет, то есть проблемы как с документальным сопровождением, так и с налаживанием поставок сырья.
– Рынок у нас не налажен как по сбыту продукции, так и по поставкам сырья, – продолжает Александр Карчевский. - Например, в министерстве зарегистрировано порядка 42 компаний, которые декларируют производство биотоплива. Когда мы стали изучать рынок, то обзвонили все объявления о продаже топлива. Ни по одному из них не удалось договориться о поставках. Тот же рапс, который, к слову, почву не только не истощает, а наоборот, помогает восстанавливать, стоит у нас в стране довольно дорого. Причина в том, что украинские производители сориентированы на экспорт (10 процентов европейского рынка), где цена довольно высокая. Мы же сегодня не можем позволить себе платить заявленную за это сырье стоимость. На днях собирали по сети одного из супермаркетов подсолнечное масло после фритюра, но этого мало для реального производства. Потому сейчас прорабатываем вопрос, как бы странно это не звучало, с поставками из Китая и Африки отходов для переработки. Пока это выгоднее. В других странах производители такого вида топлива получают от правительства преференции и дотации, иначе они бы не выжили. У нас на сегодня такого нет, – констатировал Александр Карчевский.
Относительно стоимости биотоплива, то, по словам представителей компании, она будет равна цене дизеля из нефти. Учитывая, что биодизель имеет ряд очень значительных преимуществ, о которых чуть ниже, это направление имеет большую перспективу. Однако, как это часто бывает у нас в стране, без политической воли высшего руководства Украины даже производство воды в пустыне обречено на провал.
Горючее будущего
Биодизель используется в обычных дизельных двигателях внутреннего сгорания как в смеси с обычным дизтопливом, так и самостоятельно, без внесения изменений в конструкцию двигателя. При попадании в воду не причиняет вреда окружающей среде. В почве или в воде микроорганизмы за месяц перерабатывают 99 процентов биодизеля. Он дает меньшее количество выбросов углекислого газа в атмосферу, чем обычное дизтопливо. При сгорании биодизеля выделяется ровно такое же количество углекислого газа, которое было потреблено из атмосферы растением, являющимся исходным сырьем для производства масла. Очевидны преимущества биодизеля по показателям продуктов сгорания: монооксида углерода, углеводородов, остаточных частиц и сажи. Биодизель, в сравнении с минеральным аналогом, почти не содержит серы. Характеризуется хорошими смазочными свойствами. Это обуславливается его химическим составом и содержанием в нем кислорода. При работе двигателя на биодизеле производится смазка его подвижных частей, в результате которой достигается увеличение срока службы самого двигателя и топливного насоса в среднем на 60 процентов.
Роман Прядун
Комментарии:
нет комментариев