На сегодняшний день в производстве судов Запорожской области находится на рассмотрении ряд резонансных уголовных дел. Самые громкие из них обсуждались в рамках пресс-конференции с Александром Шацким – экс-прокурором Запорожской области.
– Александр Леонидович, на днях в Жовтневом районном суде прошло последнее заседание суда по делу повреждения памятника Сталину членами партии «Тризуб». Прокуратура требует приговора – три года (вердикт «тризубовцам» будет оглашен 12 декабря. – Прим. ред.). Подсудимые свою вину отрицают. Какого приговора, по вашему мнению, заслуживают «тризубовцы»?
– У этого дела есть две стороны. Во-первых, я считаю, что в произошедшем виновата власть: губернатор, мэр, прокурор, начальник милиции и начальник СБУ. Лично у меня никто не спросил, желаю ли я, чтобы здесь, в Запорожье, был памятник Сталину. Не спросили и у горожан. Если бы большинство высказалось за памятник, то меньшинству пришлось бы уступить. Но думаю, если бы в Запорожье провели опрос, как минимум, две трети горожан сказали бы: «Сталину в Запорожье – нет!» Установка памятника была осуществлена с пафосом, назло всем.
Во-вторых, с правовой точки зрения, когда коммунисты заявили о том, что собираются установить памятник Сталину, в первую очередь должна была отреагировать власть и жестко сказать «нет». Далее, надо разобраться с землей. Это земля городской общины. Меня удивляют городские власти, когда говорят: «Мы решили». Почему это вы решили? Вам земля дана в оперативное управление, чтобы вы управляли ею на благо запорожцев. Тем временем БТИ до сих пор не зарегистрировало обком запорожской партии. Соответственно и памятника на этой территории не должно быть. Все, что незаконно возведено, должно быть снесено.
– Еще одно нашумевшее дело – взрыв в Свято-Покровском храме. Многие уверены, что пономари, обвиняемые во взрыве, не виновны. Как считаете вы?
– Я думаю, что время для взрыва было выбрано очень удачно. Просматриваются и корыстные мотивы. приезжает духовное лицо – Московский Патриарх, его принимает президент – и раздается взрыв. Что у нас обычно происходит? Патриарх говорит: восстановим церковь. Президент говорит: дать денег. Далее была дана команда: раскрыть дело. Значит, надо найти крайнего. Вот и задержали первых попавшихся. Тот, кто продумывал этот взрыв, ожидал такой реакции.
Первым стал Антон Харитонов. У молодого человека серьезные проблемы с психическим развитием. В милиции ему говорили: если ты расскажешь, что произошло, мы выпустим маму, которая сидит в соседней камере. Когда с ним работали, стало ясно, что Антон не сможет собрать бомбу. Даже если его заставить, как стишок выучить, он все равно забудет. Тогда в деле понадобился старший брат Сергей Демин, который закончил «машинку» с отличием. Вот и мотив – брат отомстил за брата. Сергей не такой податливый, все, конечно же, отрицал. Поэтому признание из него «выбивали»: надевали наручники и заставляли отжиматься, в то же время били его по ребрам ногами. Кроме того, парня постоянно запугивали расправой над матерью – ее угрожали посадить. Ну а потому как оба они в церкви до взрыва не появлялись, нужен был человек вхожий в храм – так задержали Евгения Федорченко. Это дело буквально на глазах разваливается.
Дело Антона Харитонова, Сергея Демина и Евгения Федорченко слушается в суде около года. За это время подсудимые успели по несколько раз написать «чистосердечное» и отказаться от него. Сейчас фактически заканчивается следствие. Что есть из доказательств вины этих троих: четыре явки Антона с повинной, показания засекреченных сотрудников милиции, агентов. Которые рассказывают о том, что ребят посадили в камеру и там они признали, что являются главными запорожскими террористами. За 26 лет я не знаю ни единого дела, когда в качестве доказательства представляли показания агента! Есть еще одно доказательство, услышав которое мне захотелось застрелиться. Евгений читал Льва Толстого «Воскресение». Следователь сделал вывод: раз читал человека отлученного от церкви писателя, значит, мог и церковь взорвать… Полный бред! Других доказательств я не нахожу, их нет. Зато есть доказательства невиновности.
– Слабая доказательная база – явный минус обвинения. Есть ли у пономарей шансы быть оправданными?
– Мне вообще кажется, что обвинительное заключение по делу писал неадекватный человек. Два брата живут в соседних домах, но для того, чтобы передать бомбу, встречаются в парке – абсурд! – зачем? Домой принести легче всего. Сначала следователи шли по версии, что бомбу сделал Сергей, но когда все это провалилось, сказали, что бомбу приобрели у неизвестного лица. Это бред. Если под всем этим бредом судья поставит свою подпись, он должен разделить уголовную ответственность вместе со следователями и прокурорами.
Я вообще не знаю, есть ли люди, которые верят в то, что во взрыве виновны те трое, которые сидят. Я вообще впервые за все время работы в правоохранительных органах сталкиваюсь с тем, что никто не верит в вину этих троих людей. Не верят бывшие милиционеры, прокуроры, журналисты, запорожцы. Но сейчас должен думать судья.
– В октябре в запорожском супермаркете прогремел взрыв, который был признан террористическим актом. Может ли этот случай быть связан со взрывом в запорожском храме?
– Есть анонимы, которые в Донецке выходят на сайты и говорят, что и церковь на себя берут, и «Сильпо», и новые взрывы в Донецке обещают. Я считаю взрыв в храме нераскрытым преступлением. Взрывчатка в супермаркете не продается. Имеется целая система взрывов. Все это самодельные устройства, значит, надо искать мастера-взрывника либо искать человека, который эту взрывчатку ввозит в Запорожье, Донецк, Днепропетровск. Это работа оперативных служб. Я в интернете нашел данные о том, что в 1994 году в Запорожье под названием «Домашняя библиотека» распространялся диск со схемой, как изготовить бомбу. Что интересно, эта схема полностью соответствовала той схеме, которая использовалась при подрыве храма. Пономарям в то время было по 10 – 15 лет. Не до бомб еще им было. А те схемы, которые можно найти в интернете сейчас, совершенно другие.
(Можно ли считать дело экс-председателя Верховного Совета Крыма Анатолия Гриценко, который обвиняется в незаконной передаче земель, политическим? Будет ли вынесен приговор «главному запорожскому рейдеру» Максиму Дрозденко? Как следует наказывать водителей и в каких случаях ДТП возбуждается уголовное дело? В следующем номере «Улицы Заречной» читайте продолжение интервью с Александром Шацким, в котором он ответит на эти вопросы.)
За 10 месяцев этого года органы прокуратуры Запорожской области поддержали государственное обвинение в 5433-х уголовных делах, по которым осуждено 6 080 человек.
Апелляционный суд области пересмотрел 225 уголовных дел по апелляциям прокуроров, в результате, отменил и изменил 199 незаконных приговоров.
Наталья ФИДИНИЧ

























«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Комментарии:
нет комментариев