Начиная с конца XIX века, когда стали проводиться Всемирные промышленные выставки, каждая страна-устроитель старалась создать, как сегодня сказали бы, бренд не только в виде эмблемы, но и в качестве архитектурного символа. И вот когда такая честь выпала Франции, премьер-министр Фрейсине воскликнул: «Нам нужна идея, нечто сенсационное, заманчивое, невидаль!» На его выступление тут же отреагировал амбициозный инженер и предприниматель Гюстав Эйфель...
Гюстав Эйфель, сын банкира, был известным специалистом по возведению металлических конструкций – у него имелась собственная мастерская, в которой были разработаны проекты здания железнодорожного вокзала в Будапеште, виадука де Гараби во Франции, построенного на высоте 122 метра, купола обсерватории в Ницце, мостов через реку Дору в Португалии и в Бордо. Кроме того, Эйфель и его сотрудники участвовали в разработке стального каркаса для статуи Свободы в Нью-Йорке и пролетов Троицкого моста в Санкт-Петербурге.
Разумеется, что известный специалист захотел поучаствовать в конкурсе.
Лестница в небо
Владелец фирмы дал указание своим инженерам приступить к разработке конструкции металлической башни в виде стальной мачты высотой не менее 300 метров, стоящей на четырех решетчатых столбах, расходящихся у основания.
Проект понравился жюри конкурса, и с Эйфелем был заключен не только договор на строительство, но и на аренду башни сроком на 20 лет. К сожалению, выделенная государством субсидия в размере полутора миллионов золотых франков не могла покрыть всех расходов, поэтому было организовано акционерное общество, половину уставного капитала которого составили личные сбережения архитектора. И 26 января 1887 года возведение башни началось с закладки бетонного фундамента. Элементы металлической конструкции (всего 18 тысяч) изготавливались на заводе Эйфеля и доставлялись на строительную площадку, затем с помощью паровых кранов поднимались на нужную высоту, где рабочие, превратившиеся в верхолазов, скрепляли их сначала деревянными, а потом металлическими заклепками, которые ковали тут же, на высоте, с помощью переносных горнов и наковален. Работы шли ударными темпами, и уже 31 марта 1889 года башня предстала перед изумленными парижанами в том виде, в котором существует и по сей день.
Уникальная конструкция
Уникальность башни заключалась не только в том, что на тот период это было самое высокое сооружение в мире – 300 метров. При весе в 10 тонн, благодаря ее четырем «лепесткам»-опорам, расположенным точно по сторонам света, давление на землю составляло всего 4 килограмма на квадратный метр, что соответствует давлению на пол сидящего на стуле человека. Более того, для доставки посетителей на три этажа впервые в мире были смонтированы двухэтажные вертикальные лифты, которые одновременно могли перевозить 80 пассажиров.
Конечно же, нашлись противники возведения башни. В основном это были представители творческой интеллигенции, в их числе писатели Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Дюма-сын и другие, считавшие, что башня портит красоту Парижа. Впрочем, очень быстро негативная реакция сменилась на позитивную, и железный колосс стал источником вдохновения для поэтов и художников. Сам Эйфель настолько влюбился в свое детище, что отошел от бизнеса и стал заниматься исключительно научной деятельностью. Для начала он создал на верхнем этаже метеорологическую станцию, потом обсерваторию. Башня оказалась востребованной для проведения физических опытов, например, с маятником Фуко, и исследования аэродинамических характеристик моделей летательных аппаратов. Наконец, здесь в 1906 году разместилась радиостанция, а спустя 30 лет отсюда было передано первое телевизионное изображение. К сожалению, до этого дня Эйфель, скончавшийся в декабре 1923 года, не дожил.
Железный рекордсмен
Пальму первенства по высоте Эйфелева башня держала почти пятьдесят лет. До того самого момента, когда в 1931 году в Нью-Йорке не был построен небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг высотой 381 метр. Впрочем, конструкция сооружения оказалась настолько удачной, что ее стали копировать по всему миру. Например, по такой архитектурной схеме была построена телебашня в Ленинграде. Впрочем, впоследствии стали применять и другие технологии – Останкинскую телебашню, которая на 100 метров выше своей французской «сестры», построили с использованием стального каркаса, облаченного в бетонную «рубашку».
Комментарии:
нет комментариев