7 декабря в Запорожье на перекрестке ул. Якова Новицкого и пр. Ленина маршрутка с пассажирами ударила сзади легковой автомобиль, остановившийся перед пешеходным переходом. 9 декабря в Южном микрорайоне «лбами» столкнулись маршрутка и выехавшая на встречную полосу (по предварительным данным) легковушка. 4 января на въезде на плотину Днепрогэс в ДТП попали пассажирский микроавтобус и «Москвич». 9 января на перекрестке пр. Металлургов и пр. Ленина не смогли разъехаться две маршрутки разных марок и маршрутов. 25 января снова не поделили дорогу маршрутка и легковое авто. 30 января столкнулись, как говорят очевидцы, в борьбе за потенциальных пассажиров – два микроавтобуса на ул. Украинской. Наконец, всего неделю назад на пересечении той же ул. Украинской с пр. Ленина маршрутное такси «догнало» едущий впереди автомобиль…
Такую неприятную хронологию нам удалось выстроить после довольно поверхностного анализа сообщений и заметок на тему ДТП при участии маршруток за время, прошедшее с 1 декабря минувшего года. Более детальный поиск прибавил бы еще пару-тройку аварий в наш список – например, в одном только январе таких громких происшествий в Запорожье набралось полдесятка!
Без вины виноватые?
Такая частота ДТП с участием городского транспорта не может не настораживать – кого бы ни назвали виноватым. Тем более, запорожские маршрутки попадают в опасные ситуации вовсе не на фоне «растущего качества обслуживания», а как раз наоборот – на фоне постоянных жалоб пассажиров и водителей другого транспорта, немногословной критики со стороны ГАИ и задержаний маршрутчиков за вождение в состоянии опьянения.
Аналогичной точки зрения придерживается и городской голова Запорожья Александр Син. На своей пресс-конференции в понедельник, 4 февраля, мэр был даже еще более категоричен: отмел все предположения о «внешних факторах», а виновными однозначно назвал именно водителей, нарушающих Правила дорожного движения. Мол, нечего на зеркало пенять… Не будем делать выводы обо всех ДТП за последний месяц или два (поверим выводам градоначальника). Но самые нашумевшие аварии января происходили в светлое время суток на центральных «артериях» города, а потому кивать на ямы, заснеженное дорожное полотно или плохое освещение нарушителям действительно не стоит.
«Пас» мэру
Если абстрагироваться от каждой конкретной аварии и тех проблем, которые получили пострадавшие запорожцы, если принять каждую аварию как сухой факт, то можно сказать, что городская власть получила после всех этих злоключений отличный плацдарм для ощутимых реформ городского транспорта (отличный пас, если говорить спортивными терминами).
Ранее предложения Александра Сина – например, о замене на маршрутах города микроавтобусов большими автобусами – могли натыкаться и натыкались на «лобби» перевозчиков. Последние умело манипулировали обстоятельствами и подменяли понятия так, что конфликт бизнеса и городской власти внезапно «превращался» в конфликт горожан и власти. Перевозчики, в конце концов, все равно оставались «при своих».
Однако, именно сейчас сложилась такая ситуация, когда горожане должны были почувствовать явную угрозу своим жизням и здоровью – в тех самых 5 январских ДТП погиб 1 человек и получили значительные травмы 17 пассажиров (или даже 18 – в различных источниках эти цифры разнятся). И вряд ли уже они осудят мэрию, ГАИ или любой другой орган власти за жесткие меры по отношению к маршрутчикам, нарушающим закон.
Как мэр воспользуется этой ситуацией, увидим уже в ближайшее время. Пока что напомним, маршрутки оборудуют видеорегистраторами и системами контроля маршрутов, а также обяжут водителей регулярно проходить независимые медицинские обследования.
Коррупция – в корне всего?
Не мог оставить без внимания катастрофическую ситуацию в пассажирских перевозках и председатель Запорожской областной государственной администрации Александр Пеклушенко. На минувшей неделе в администрации даже состоялось совещание по вопросу безопасности на дорогах города и области. Радует, что главный чиновник области не стал прикрывать проблемы автомобилистов безосновательными оправданиями – ситуацию он описал четко: техническое состояние маршруток оставляет желать лучшего, как и культура вождения, как и культура общения с пассажирами. Упомянул председатель облгосадминистрации и о таком «тщательно скрываемом» (но, тем не менее, известном каждому взрослому горожанину) факторе, как немалый «план выручки», который есть у любого водителя.
Кажется, что эти рассуждения должны были бы привести к наиболее простому и очевидному выводу: ответственность за проблемы с маршрутками лежит на фирмах-автоперевозчиках.
Во-первых, потому что именно они отвечают за свое собственное материально-техническое обеспечение. Согласитесь, странно, когда на конкурс по транспортному обеспечению того или иного маршрута добровольно (!) идут предприятия, которые впоследствии неспособны «потянуть» условия работы. Однако таких фирм достаточно. Некоторые даже изначально не имеют в своей собственности автобусов!
Во-вторых, потому что именно перевозчики ставят высокие планки «выручки» для водителей и одновременно указывают заниженные данные прибыли для контролирующих органов. В результате: сверхприбыль для собственников, минимальные налоговые отчисления для города и государства, погони за 2-мя гривнами для маршрутчиков, аварийные ситуации для пассажиров и других водителей… И кто здесь единственный «в плюсе»?
Но причинно-следственную связь Александр Пеклушенко увидел несколько иную: обвинил чиновников, ГАИ и проверяющие органы в коррупции, которая подрывает благосостояние перевозчиков, соответственно «вынуждает» последних гнать своих подчиненных за деньгами, забывая о ПДД и качественном обслуживании пассажиров. Тему коррупции мы, конечно, со счетов не сбрасываем – она актуальна практически в любой сфере. Но она ли бросает автомобили лоб в лоб друг с другом?
Как видим, в зданиях на бул. Шевченко и на пл. Фестивальной пока приняли решение идти параллельными путями, но не одним и тем же. Правда, решительность городского головы и главы облгосадминистрации вселяют надежду, что оба эти пути дойдут до конечной цели – к цивилизованной транспортной системе в областном центре, а потом уже и по всей области. И нынешняя серия аварий окажется агонией вымирающего вида городского транспорта – маршруток.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
ПРОКЛ | 11.02 2013 в 07:09
пересечение пр.Ленина и ул.Тургенева -маршрутки на красный свет светофора,давят на ГАЗ...разгоняя порядочных пешеходов идущих на зеленый...останавливается 1 из пяти маршруток,несмотря на знак ШКОЛА.ПОСТАВЬТЕ ВИДЕОРЕГИСТРАТОР !СКОЛЬКО ЭТИ БУДУТ НАРУШАТЬ ПРАВИЛА?