Журналистика – профессия оригинальная. Кто еще, кроме нас, может похвастаться таким количеством прозвищ и спектром противоречивых мнений о своей деятельности? Секрет кроется в том, что каждый журналист выбирает для себя определенную роль и играет ее до самой пенсии. Познайте вместе с «Порогами» 13 оттенков журналиста.
Предупреждение! Текст рассчитан на людей с чувством юмора и здоровой самокритикой. Мучительно серьезным людям с очень раздутым ЧСВ читать текст не рекомендуется.
Четвертая власть (британский публицист Томас Карлейль). Так называют журналистов, которые обладают большой властью в обществе и способны влиять на решения правительства, несмотря на то, что у них нет законного права насильно принуждать к совершению каких-либо действий. Это прозвище ставит журналистику в один ряд с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
Акулы пера. Это информационные хищники, готовые вырвать важные данные зубами. У них большая популярность в обществе благодаря тому, что они знают, чего хочет их аудитория. Журналистский стиль каждой «акулы пера» индивидуален и рассчитан на широкие массы: легкий, дерзкий, ироничный.
Выгребатели грязи (Президент США Теодор Рузвельт, 1906). Так называют репортёров, которые специализируются на разоблачениях. Работа журналиста в этом жанре напоминает деятельность частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица или организации укрыли или пытаются укрыть от общества. Их материалы не всегда пользуются популярностью, но они пишут для умной аудитории.
Цепные псы демократии. Эти журналисты не пишут расследований, но выполняют роль «ревизоров власти», заставляя ее работать на должном уровне. Они следят за тем, чтобы правительство выполняло свои обещания: задают простые, но провокационные вопросы. Их материалы могут состоять только из ответа политика на один такой вопрос.
Папарацци. «Папарацци» в переводе с итальянского означает «назойливый комар». В отношении к журналистам слово вошло в обиход после выхода на экран в 1960 году кинофильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь», среди персонажей которого был фотограф Папараццо. Сейчас так называют очень назойливых фотокорреспондентов, которые ради удачного фото нарушают этические нормы профессии, а иногда и закон.
Киллеры. Серьезные парни, которые хоть и пишут на заказ, но делают это очень круто. Настолько, что субъект, которого заказали, может сразу после выхода материала паковать чемоданы и уезжать в лес. Другими словами, «киллеры» пишут разгромные расследования о деятельности известных и влиятельных людей. Кто первым ввел в широкое употребление определение «медиа-киллер» – неизвестно. Однако журналист Иосиф Гальперин утверждает, что этот термин еще в 1997 году ввел именно он.
Журналюги. Это прозвище или звание продажных и ангажированных журналистов пошло с легкой руки российского певца Александра Градского. Так он выразил презрение к подобным субъектам. Журналюгам присущи хамоватость, беспардонность, неграмотность, продажность. А буква «Г» в конце приклеилась по тем же законам, что и в словах стиляги, бродяги, бандюги.
Стервятники. Журналисты, которые наживаются на чужом горе. Ради рейтингового материала готовы пренебречь моральными ценностями других людей. Они играют на чувствах своих героев, не думая о последствиях. Фотограф Кевин Картер в 1994 году в Африке сделал фото, за которое получил за Пулитцеровскую премию. На снимке изображен голодающий ребенок, который умирает на солнцепеке, а к нему подбирается стервятник. Как прокомментировала поступок журналиста газета «St. Petersburg Times» (Флорида), человек, который настраивает свой объектив лишь для того, чтобы сделать удачный снимок страдающего ребёнка, всё равно что хищник, всего лишь ещё один стервятник.
Желтая пресса. Представители медиа, которые используют в своей работе принцип «трех С» – секс, смех, страх. У них низкокачественные материалы на попсовые темы, и не обязательно, что в материалах будет хоть капля правды. Согласно одной из версий, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, из-за комикса «Жёлтый малыш». Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года, впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал.
Писаки. Они гордятся тем, что называют себя журналистами, хотя не отвечают высоким требованиям этой профессии. Пишут обо всем, не имея достаточных знаний и фактажа для раскрытия темы, что иногда компенсируют догадками и слухами. Как правило «писаки» пишут «в стол», или, максимум, их материалы можно прочесть на форумах и в блогах.
Бутербродники или стололазы. «Бутербродником» именовали персонажей, статей которых никто в глаза не видел, однако на каждом мероприятии они неизменно были первыми, кто оказывался возле столов с закусками. Термин «бутербродная журналистика» появился в конце 80-х – начале 90-х годов. По традиции, организаторы подобных мероприятий делают их, рассчитывая на дешевую (бутербродную) прессу, которая за стимул в виде накрытой поляны напишет о них хорошие отзывы в свежих номерах.
Пресститутки. Термин ввел известный американский экономист и политолог Пол Крейг Робертс. Пресститутки пишут только заказные материалы и часто меняют «хозяев». Журналистика для них – кормушка, средство заработка.
Овощ. Чаще всего недавние выпускники журфака. Они еще не поняли, хотят ли нести бремя журналистики. Пишут плохо, чаще всего о культуре, рерайтят, копипастят, пресс-релизят.
Марина БОТНАРЕВА, Марина ГАЛИЧ, Алина БУЛАВА
Комментарии:
нет комментариев