Несмотря на громкие обещания политиков и наличие соответствующих законов, на полноценную государственную поддержку украинским детям-сиротам сегодня рассчитывать не приходится. Поэтому печальными оказываются не только истории «до интерната», но и некоторые истории «после интерната», когда дети-сироты отправляются во взрослую жизнь и сталкиваются со всеми ее «прелестями»
Светлана Субота, героиня одной из таких историй, родилась в 1986 году в Марьяновке Новониколаевского района Запорожской области. Там вместе с семьей девочка и провела почти все свое детство. Правда, было оно не очень счастливым и не очень беззаботным. В 1994 году в возрасте 53-х лет умер отец Светы, а в 2003 году от острой сердечной недостаточности скончалась мать. После смерти родителей девушка получила статус сироты и была направлена в Новониколаевскую школу-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи. При этом никаких нарушений речи у Светланы нет – наоборот, она очень общительный и открытый человек. Но объяснение оказалось банальным: девочку направили в ближайший к родному населенному пункту интернат.
В 2006-м Света вместе с другими выпускниками интерната отправилась, как говорится, в свободное плаванье. В том же году девушка перебралась в Запорожье и поступила в педагогический колледж. Общежитие учебного заведения давало крышу над головой, а стипендия и государственное пособие – какой-никакой хлеб насущный. Все вроде бы наладилось. Но после окончания колледжа в 2008 году девушка оказалась действительно в незавидном положении: есть диплом – и больше ничего.
Положено. Но не получите
Со Светланой я встретился в Центре развития ребенка «Надія» в Шевченковском районе Запорожья, где девушка работает воспитательницей. Живет Света неподалеку от места работы – в общежитии «Аэлита» на ул. Николая Краснова, 1-А.
После окончания колледжа девушка около полугода проживала в съемной квартире. Но понятно, что стоимость аренды жилья в городе несопоставима с воспитательской зарплатой. Тогда-то знакомые и напомнили Свете, что детям-сиротам после выпуска из учебно-воспитательных учреждений государство обязано предоставить жилье. «Нам говорили об этом еще в школе-интернате, – вспоминает девушка. – Но уже тогда честно сказали, что в действительности мы вряд ли что получим».
Тем не менее Света обратилась с соответствующим заявлением в мэрию. После этого ей предоставили жилплощадь в общежитии «Аэлита». Но какую жилплощадь! Девушке дали койко-место в комнате с другой девушкой. «Даже когда с родными живешь в одной комнате, конфликтов не избежать, а с чужим человеком – и подавно», – огорчается девушка. Да и как конфликтам не возникать, если двоим взрослым людям (не студенты уже) приходится делить… 11,7 кв. метров!
Светлана снова обратилась в мэрию. Но на этот раз горисполком помочь отказался. В его ответе было указано, что других свободных комнат в «Аэлите» нет. О других общежитиях речь не шла. Закончилась ничем и попытка получить нормальную жилплощадь через суд. По словам девушки, юристы, ознакомившись с обстоятельствами дела, отказывались его вести: «Все равно проиграем». И это, напомню, притом, что жилье девушке положено по закону, а вот жить на 5,8 кв. м по закону не положено никому!
По статистике, всего лишь 10% сирот после выпуска из интерната не сталкиваются с проблемами поиска жилья, учебы и трудоустройства, социализации. Выходит, что государство таким образом отталкивает людей, готовых даже на низкооплачиваемую работу и посредственные жилищные условия. Представьте, сколько сирот ежегодно выходят из интернатов по всей стране и у скольких из них опускаются руки из-за неустроенности и отсутствия помощи! А сколько людей десятилетиями живут в нечеловеческих условиях! Да к лицу ли «будущему члену Евросоюза» держать своих граждан на койко-местах в общежитиях и бараках?!
А закон обещает...
Ст. 33 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы»:
«…После достижения 18 лет такие дети [дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки] в течение месяца обеспечиваются социальным жильем до предоставления им благоустроенного жилого помещения для постоянного проживания. Социальное жилье, предоставляемое детям-сиротам, должно отвечать санитарным и техническим требованиям».
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
Аноним | 10.12 2013 в 18:55
Да есть в "Аэлите" комнаты! Заберите у Председателя домового комитета комнату и ее подхалимов, которые получили обманным путем себе жилье и дайте нужлающимся или Вам слабо писать про Демченко правду?