Добыча песка с днепровского дна разрушает берега
Береговая линия Запорожья тает не по дням, а по часам. В 1999 году в воду смыло 50-метровую полосу берега в районе скалы Наумовой и турпляжа. Острова заповедных хортицких плавней отступают: территория Хортицы за последние десятилетия уменьшилась с 2500 до 2350 гектаров. Подобное происходит с зонами отдыха со стороны Бабурки и левого берега.
- Природа не терпит пустоты, — говорит председатель совета института «Запорожский край» Светлана Корзун. - Если из естественного русла Днепра добывают песок, то берега, не имея опоры, начинают «сползать» в воду. ДнепроГЭС перекрыл движение песка по руслу, потому пляжи и берега в пределах города восполняться не будут.
"Острову..." удалось узнать, что запорожские предприятия песок добывают не в городской черте — его везут из Каховского водохранилища, где его добыча не наносит такого вреда. Набирать песок в пределах города запрещают природоохранные службы. При этом ООО «Стальтранс" из Днепропетровска получило все разрешения. И сейчас их земснаряд «Днепровский»-14 «песочит» русло Старого Днепра. Автор этих строк сам видел его, обходя Хортицу на теплоходе. Земснаряд качал на баржу смесь песка с водой в пределах фарватера, но при этом — в охранной зоне Хортицы. Когда к песчаным дельцам обратились общественные организации, те, не моргнув глазом, ответили, что углубляют дно — делают полезную работу. Представители днепровского судоходства, все как один, заявляют: глубины по руслу Старого Днепра достигают 10-24 метров, а для кораблей класса «река-море» достаточно четырех-пяти!
Донные отложения Днепра, по данным Института подводных исследований, тают на глазах, обнажая скалы и археологические памятники. Последние разрушаются быстрее, чем их успевают обнаружить, поднять и законсервировать.
- В мире все взаимосвязано, — говорит доцент кафедры экологии Запорожского национального университета Александр Корж. — Любое использование природных ресурсов нужно оценивать, сопоставлять с вредом природе. Экологическую оценку добычи песка в Днепре никто не проводил, а тем временем вместе с донными отложениями исчезают водоросли и рыба, разрушаются берега. Убытки намного превышают прибыль от добычи песка со дна.
Остается без ответа вопрос: как же могли разрешить столь опасную деятельность, да еще и заезжей фирме?
Чтобы ответить, давайте посчитаем: агрегат «Днепровский»-14 в среднем набирает две баржи песка, или 4000 тонн, в день. При оптовой цене 30 гривень за тонну песочные предприниматели получают 120 тысяч гривень в день. Месячная прибыль, с учетом затрат и налогов, исчисляется в миллионах гривень. А где деньги, там все дороги открыты:
Тем не менее экологическая общественность сдаваться не собирается, и готовит на добытчиков иск в суд.
Сказано!
- Мы работаем законно, — ответил корреспонденту «Острова..." инженер ООО «Стальстрой» Юрий Калинин. - Есть и разрешение экологов, и предписание Днепропетровского территориального управления водных путей. Мы работаем по карте глубин, на которой четко указаны точки, требующие углубления. Например, на фарватере ниже моста Преображенского, где земснаряд работает сейчас, глубина русла всего три метра? тогда как необходимо пять и более. Если мы все делаем законно, в разрушении берегов не может быть нашей вины.
Евгений СОЛОНИНА
Комментарии:
нет комментариев