«Остров…» начинает новую рубрику, открывающую двери в тайны необычного в обычном, мир мифов и легенд, живущих рядом с нами, но скрытых обыденной суетой. Автор альтернативной рубрики Вильям Блейк — неотъемлемая часть этого мира.
СЕГОДНЯ МЫ РАСКРОЕМ ТАЙНУ янтаря — камня, а, может быть, куска безмолвно прозрачного не тающего льда, вмещающего в себя сень глубины отгороженного мира, куда нет пути. Янтарь называли волшебной смолой древнего леса, чудесными считались застывшие в смоле веточки, листва и насекомые. Древние волхвы использовали их в посохах и священных предметах. Считалось, кусочки янтаря обладали свойством возвращать безвозвратно утраченное, снимать усталость, очищать, утолять печали. «Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный...» — писала Марина Цветаева.
Янтарь священно почитали с древнейших времен. На стоянках в захоронениях палеолита, вождей позднего неолита в Прибалтике, Украине (промыслы были, вероятно, и по побережью Днепра) и Средиземноморье находили амулеты, пластинки и бусы необработанного янтаря. Наиболее распространенным был балтийский янтарь сукцинит. Возраст самого знаменитого в мире балтийского янтаря — 35 миллионов лет, но есть янтари «старше» 100 миллионов.
ЯНТАРЬ ОВЕЯН ЛЕГЕНДАМИ. «Это было давно, когда главным из богов был Перкунас (балтийский пантеон богов, — ред.), а великой богиней — Юрате, живущая в янтарном замке на дне моря. На берегу жил красивый рыбак Каститис. Когда он выходил в море, красиво пел свои песни, внимала им Юрате. За смелость и красоту полюбила она простого смертного рыбака и забрала в свой янтарный замок. Узнал Перкунас, что Юрате полюбила рыбака, ударил своими молниями в замок и разрушил его, а Юрате приказал приковать навечно к развалинам. Морю же повелел насмерть укачать Каститиса. С тех пор вечно рыдает по Каститису Юрате, а ее слезы в виде мелких кусочков янтаря, чистых и светлых, море выбрасывает на берег».
Народы Прибалтики отождествляли цвет янтаря с застывшим солнцем. «И вот, на правом берегу Суевского моря живут эс-тиеры. Они — единственный народ, который на мелководье и на берегу собирает янтарь, называемый «глезом». Но они при своей дикости не спрашивают ни о его природе, ни о его происхождении... Они не пользуются янтарем и с удивлением получают за него плату. Янтарь, как легко можно видеть, не что иное, как сок растений, так как в нем иногда встречаются зверьки и насекомые, заключенные в некогда жидкий сок.
Очевидно, что эти страны, как и таинственные страны Востока, покрывали пышные леса, выделявшие бальзам и амбру. Лучи низкого солнца изгоняли этот сок, и жидкость капала в море, откуда волны выносили ее на противоположный берег». В этих описаниях Тацита отражаются легенды об ископаемом происхождении янтаря из застывших смол, которые проходили через всю его историю до начала XVII века. А в 1757 году это убедительно доказал в знаменитой речи, произнесенной в Петербургской академии наук, Михайло Ломоносов.
«ЯНТАРНЫЙ КАБИНЕТ» СОЗДАЛИ мастера Дании для прусского короля Фридриха I. Его сын, Фридрих Вильгельм I, преподнес его Петру I. В 1743 году под руководством Растрелли кабинет перестроили в знаменитую «янтарную комнату» Екатерининского дворца в Царском Селе, увеличив в размерах и роскоши. Во время войны, в 1943-м, ее вывезли немцы, а в 1944-м, во время пожара в Кенигсбергском замке, след потеряли. Выдвигают много гипотез, где она может находиться — от Кенигсберга до Кобурга. Тем не менее комнату, созданную 280 лет назад, полностью восстановили в Санкт-Петербурге.
Во все времена янтарь был ведущим мотивом среди меланхолических оттенков в творчестве разнообразных поэтов и художников. «Янтарная» — да, вот так я назвал бы сегодня золотую осень...
Комментарии:
нет комментариев