В Запорожье закончили реставрацию старинного казацкого судна
Десять лет кропотливого труда — и вот перед запорожцами во всей красе предстало судно наших славных предков, запорожских казаков, на котором они ходили в дальние походы и защищали страну от турецких захватчиков.
Судно более семнадцати метров длиной и три метра в высоту собирали буквально по крупицам, — рассказал «Острову..." заведующий отделом археологии национального заповедника «Хортица» Дмитрий Кобалия, — Решено было полностью восстановить только одну сторону «чайки», а другой бок судна оставить в виде каркаса, чтобы было видно его «начинку». Практически все дубовые детали, из которых построена «чайка», сохранились в первозданном виде. Реставраторы заменили лишь разрушенные временем сосновые доски.
Отреставрированная казацкая «чайка» — лишь первый экспонат будущего Музея судоходства на Хортице, проект которого уже проходит согласование в Минкультуры.
Валерий Нефедов, директор института археологии «Південьгідроархеологія»:
- Впереди у нас еще много работы. Сегодня в национальном музее на реставрации находятся фрагменты еще двух казацких суден: поднятая в минувшем году кормовая часть казацкой лодки «запорожский дуб» и двухпалубная казацкая бригантина, поднятая со дна Днепра в 2004 году. По нашим же данным, на днепровском дне у острова Хортица находится еще, по меньшей мере, 17 затонувших суден. Всех их со временем поднимут, отреставрируют, и они займут свое место в музее.
Всего на реставрацию «чайки» потратили около миллиона спонсорских или благотворительных гривень. Но зато теперь в Запорожье есть уникальный отреставрированный экспонат, который можно отнести к списку самых известных в мире старинных суден. Кстати, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Среди них английское судно «Мери Роуз», построенное в XVI веке, корабль «Ваза» (XVII век, Швеция) и корабль викингов, построенный в XI веке в Норвегии.
Напомним, что «чайку» обнаружили на днепровском дне в 1998 году недалеко от острова Хортицы в акватории Наумовой балки. Гидроархеологи тогда даже не поверили своим глазам: судно, построенное примерно в 1736-1739 годах, процентов на 70 было в сохранности.
Комментарии:
нет комментариев