В Запорожье много памятников и скульптур, но есть особенные, знаковые для города — например, «Солдат с переправы», «Сохрани». Автор этих монументов уже 13 лет живет в Германии, но не забывает родину. Скульптор Борис Рапопорт рассказал «Острову..." о кризисе в творчестве, снобизме немцев и ностальгии по Запорожью.
- Почему вы решили жить в чужой стране?
- Когда я пошел на пенсию, мне выплачивали 120 рублей. На них невозможно жить. Мы с женой купили дачу в 50 километрах от Запорожья и работали на земле. Творить я не мог — просто не хватало времени и сил. Нас пригласили в Германию, дали жилье, и у меня снова появилась возможность углубиться в творчество.
Я арендую мастерскую, где по соседству работают немецкие художники, студии танцев. Наши мастерские в одном помещении — это как маленький дом культуры. Меня приняли в Союз художников Германии, в Международную ассоциацию художников.
- Почему Германия?
- Я человек искусства и мне ближе европейская школа. Была возможность уехать в Израиль, но все-таки европейское искусство — немецкое, итальянское — мне ближе по духу. Сейчас эта сфера в упадке. Когда я уезжал, Германия была единственной страной, которая активно принимала людей.
- Вы используете свою мастерскую как школу?
- У меня были ученики-немцы, но когда я уезжаю, они теряются. В Германии достаточно приезжих художников, которые дают уроки, но сами творчески не работают. Это для них способ получить деньги. А я занимаюсь любимой работой — поиском идеи и ее воплощением, и тут уже каждый сам расставляет приоритеты: кто преподает искусство, чтобы выживать, а кто творит, чтобы жить.
- Вы живете в чужой стране, и это, наверное, по-своему влияет на ваши работы. Где вы черпаете вдохновение?
- Вдохновение я нахожу в своих знаниях, жизненных ситуациях. Немцы не очень наблюдательны, даже невнимательны, а это для искусства недочет. Мало кто из них умеет рисовать, а те, кто умеет — зачастую ученики русских эмигрантов. Например, я мыслю философски, не так прямолинейно, как они: зачитываюсь Пушкиным, Гете, Лермонтовым, наблюдаю жизнь, вижу смешное и прекрасное — в этом и нахожу идеи. Стараюсь действовать по принципу «Повремени, мгновенье, — ты прекрасно!" и запечатлеть в искусстве все самое важное!
Мы с женой как-то гуляли по парку и она увидела колоду спиленной липы. Я забрал пенек домой и вскоре превратил его в одну из моих известных скульптур из дерева «Моисей». В Германии нет смысла делать памятники советским солдатам — их там не любят, боятся, и установить не позволят.
- На родине главной темой ваших скульптур и памятников были героические воины-освободители. Вы говорите, что в Германии эта тематика не востребована. Какая сейчас основная тема для творчества?
- Военная тематика — это моя боль, мое детство. В Германии я тоже работаю с ней же, но уже для себя, эти работы не выставляю. Я перешел на жизненные и библейские темы, воплощенные в дереве — «Моисей», «Исход», «Грехопадение».
- Когда приезжаете в Запорожье, какие места посещаете?
- Больше всего болею за три моих детища: «Солдат с переправы», «Сохрани» на проходной «Днепроспецстали», Комплекс памяти жертв фашизма на Космосе. Бываю в Горлове, Каменке-Днепровской, где тоже стоят мои памятники. Раньше посещал Запорожье чаще — дважды в год, теперь всего лишь раз. Прошу Господа, чтоб было все хорошо у вас. Приезжаю сюда снять напряжение и ностальгию, побывать на родной земле, пройтись по дорогим местам.
Марина ФЕДОРЕНКО
Комментарии:
нет комментариев