«Остров…» выяснил, о чем запорожцы читали в советских газетах, в то время как радиоактивная пыль оседала на их головы.
О том, что об аварии на Чернобыльской АЭС населению долго не сообщали - ни для кого уже не секрет. После взрыва на ЧАЭС издания в течении недели писали о цветущих каштанах, происках НАТО и мирном атоме. Не было только информации о случившейся катастрофе.
1 мая в «Запорожской правде» еще можно было прочитать статью под громким названием «Мирный атом», который «работает на коммунизм!». Правда, в этой статье говорилось о достижениях другой станции – в Энергодаре. А вот уже с 6 мая в изданиях появились заявления о том, что катастрофа стала почвой для политических спекуляций.
«В связи с аварией в адрес советского правительства от иностранных государств приходят соболезнования и предложения помощи», сообщал ТАСС. «Но есть и попытки использовать это в политических целях - распространяются небылицы и слухи о тысячах погибших и панике».
7 мая Запорожье жил обычной жизнью, печатались анонсы проведения праздничных мероприятий ко Дню Победы – веселых стартов и гуляний в городских парках.
А к 9 мая все газеты смирились с угрозой: «Конечно это беда, но уроки получают не только из достижений, но и трагедий. И на опыте, полученном в результате этой аварии, все должны понять, как оказывается опасен атом. В результате – радиационная обстановка нормализована. За сутки уровень значительно снизился, а на территории Украинской, Молдавской и Белорусской ССР уровень радиации не превышает нормы. В результате аварии погибло двое, а более 100 получило заражение». Следом снова шли обвинения в политических провокациях.
Спокойствие, только спокойствие!
Сразу в двух запорожских газетах была напечатана одинаковая статья «Сильнее атома». В ней говорилось о том, сколько людей хочет помочь в ликвидации. И если верить рассказам чернобыльцев – такие призывы и пропаганда могли сыграть злую шутку, если даже власти не оценивали в полной мере всю степень опасности, которой подвергались запорожцы. «Десятки телеграмм приходят в эти дни на адрес ЧАЭС: «прошу разрешить мне принять участие в ликвидации аварии», от лица мастера-дозиметриста. Жители сел, в которых проживают эвакуированные, обращаются в сельсоветы, чтобы их не забыли, и к ним тоже подселили чернобыльцев».
Запорожцев успокаивали: «на территориях за пределами зоны, которая прилегает к АЭС, уровень радиации не является опасным, только слегка превышен». Или цитировали французскую газету «Юманите»: «советские люди, конечно, обеспокоены, но они спокойны».
Сказка на ночь
13 мая запорожцам решили объяснить, что же произошло в Чернобыле, и чем это чревато. Начали издалека: «Киев в мае на удивление красив. Цветут каштаны, распускается акация. И наблюдая все это, очень остро воспринимаешь беду, которая неожиданно пришла в этот край. Как повлияла на него авария на ЧАЭС? Что делается для ее ликвидации? Во время аварии в атмосферу попало определенное количество радиоактивных веществ - это небольшая часть того, что собралось в реакторе за время его работы. Выход радиоактивных газов и летучих веществ продолжался несколько дней и был связан с высокой температурой в зоне реактора. Теперь эта температура значительно снизилась».
Не отличались откровенностью заметки в «Индустриальном Запорожье» и «Комсомольце Запорожья», который на то время значился органом Запорожского областного комитета ЛКСМ Украины. Газета содержала в себе маленькую заметку от 17 мая: «Чужой беды не бывает». Что же касается «Индустриального Запорожья», 29 апреля здесь напечатали план демонстрации 1 мая. Позднее действия США и стран НАТО назвали «настоящей истерией». А вот предотвращали панику красноречиво: «Все более спокойные вести поступают от ученых и специалистов, занятых в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Со дня на день уменьшается температура в поврежденном блоке, отмечается последовательное снижение уровня радиации, а значит и вероятной угрозы здоровью людей в зоне, примыкающей к станции, нет. Не вызывает беспокойство и состояние водной и воздушной среды в поселке АЭС, Киеве, Минске и других близлежащих городах».
Алена ХРОМЕНКО
Комментарии:
нет комментариев