«Мы будем жить теперь по-новому..." — слова из шлягера Николая Расторгуева стали лейтмотивом прошедших на минувшей неделе в Запорожье общественных слушаний, посвященных введению двухставочного тарифа при расчетах за тепловую энергию и услуги централизованного отопления.
Это уже третья за последние два года попытка изменить правила игры на рынке коммунальных услуг. Предыдущие две, как то «единый» и «сезонный» тарифы, так и не оправдали надежд. Справедливости ради надо отметить, что инициатором нововведения стала не городская власть, а правительство. Тем не менее вопросы есть и к организаторам изменений, и к их исполнителям. Но прежде попытаемся разобраться, чем «новое» отличается от «хорошо забытого старого».
Итак, вариант первый: единый тариф. Суть: суммарная годовая плата за отопление делится на двенадцать месяцев и погашается равными долями.
Вариант второй: сезонный тариф. Та же суммарная годовая плата взимается только во время ото-пительного сезона. В нашем случае, условно в период с 1 ноября по 1 апреля, то есть пять месяцев.
Ключевое слово в обоих вариантах — «суммарная». А потому, по какой бы схеме мы ни оплачивали предоставляемые услуги, общая сумма наших платежей за год теоретически остается неизменной.
Одним из аргументов «за» при переходе от единого тарифа к сезонному было то, что, взимая с потребителей годовую сумму платежей за пять месяцев, теплоэнергетики невольно увеличивали количество людей, имеющих право на субсидию. Ибо, как известно, если коммунальные платежи превышают 20 процентов совокупного дохода семьи, она имеет законное право на помощь державы. Похоже, государству это не понравилось. Как следствие, Кабмин принял решение об обязательном применении с 24 октября 2007 года предприятиями теплоснабжения двухставочного тарифа на выработку, транспортировку и поставку тепловой энергии. У нас новый тариф будет введен 1 августа.
По своей сути новый тариф — компиляция старых. Весь год мы будем платить так называемую абонентскую плату, то есть погашать постоянные затраты концерна (зарплата и отчисления, налоги и сборы, амортизация и ремонты), к которой во время отопительного сезона будет прибавляться переменная составляющая — затраты на газ и электроэнергию. Вроде бы все логично, тем более что, как утверждают математики, «от перемены мест слагаемых сумма не меняется». Но то, что в математике аксиома, в жизни зачастую теорема. А значит, требует доказательств.
Вопрос первый, к Кабмину. Почему точкой отсчета для исчисления берется квадратный метр площади, а не кубический — объема? Ведь в квартирах нагревается не пол, а воздух. А, как известно, в помещениях с одинаковой площадью высота потолков может существенно отличаться (так же как разнится количество секций в радиаторах отопления). К примеру, когда вы покупаете жидкость, то платите за объем, а не за площадь тары, в которой она продается. При одинаковой площади дна бутылки 37 см2 ее объем может быть и 0,5 и 0,7 литра.
Вопрос второй, адресат тот же. Почему стоимость газа для теплогенерирующих компаний поднимается на 27 процентов? Ведь с высоких правительственных трибун не раз утверждалось, что для потребностей населения используется исключительно отечественный газ. Неужели его добыча так подорожала? А если нет, то кто пользует дешевый украинский газ?
Вопрос третий, к концерну «Городские тепловые сети». Почему абонентская плата вводится с 1 августа, а не с 1 ноября? Ведь постоянные расходы за апрель-октябрь текущего года уже учтены (а значит, оплачены нами) в ныне действующем сезонном тарифе. Это то же самое, что после покупки годового проездного билета заставлять его владельца приобретать еще и талон на каждую поездку.
Вопрос четвертый, к горуправлению коммунального хозяйства. Почему во время профилактических ремонтов сетей горячего водоснабжения с потребителей взимается дополнительная плата за пользование природным газом, даже если они пользуются электроводонагревателями? Ведь это прямое нарушение закона, который гласит: «Запрещается принуждать потребителя приобретать ненужную ему продукцию или услугу..." (ч.2 ст.17 Закона Украины «О защите прав потребителей»).
Вопрос пятый, адресат прежний. Куда (кому) идет разница в себестоимости использования доменного и природного газа для подогрева теплоносителя? Ведь тариф для потребителя унифицирован и не зависит от того, чей газ греет воду — тюменский, полтавский или запорожсталевский (вопросы эти отнюдь не риторические, а потому просим считать их официальным информационным запросом к выше- упомянутым органам и организациям).
Эти ответы важны еще и потому, что любая система зиждется либо на принуждении, либо на доверии. А потому изменения в форме оплаты никоим образом не влияют на желание потребителя нести свои кровные в сберкассу. Его нужно или заставить, или убедить. Заставить еще не удается, убедить пока не получается. А значит, власть снова и снова будет безответно взывать к совести своих граждан. Безответно, пока торгует своей...
Комментарии:
нет комментариев