«Остров…» рассказывает о фильме, который снимали в Запорожье вторым после «Весны на Заречной улице» - о киноленте с народным колоритом «Люди и звери».
Новым киношедевром, вышедшем на советских экранах 4 октября 1962 года стала картина Сергея Герасимова «Люди и звери». На этот раз в фильме не рассказывалось о жизни сталеваров. Город Запорожье «промелькнул» в нем на 15 минут, но его название не сходило с губ героев киноленты.
Ленту «Люди и звери» кинокритики называют лучшей работой режиссера, еще и «слегка не советской» и удивляются, что фильм вообще попал на экраны. В основе фильма - драматическая судьба советского офицера Алексея Павлова (сыграл Николай Еременко-старший). Попав во время второй мировой войны в плен, Алексей Павлов не сразу решается на возвращение в СССР и наблюдает за жизнью за рубежом, о чем он после рассказывает своим попутчикам – девушке Татьяне, которую он спас во время войны и ее матери Анне. Вероятно, аппетитные картины бытия за железным занавесом пробрались на советские экраны благодаря «хрущевской оттепели».
«Люди и звери» не настолько популярен как его предшественник «Весна на Заречной улице» не потому, что Запорожья в нем мало, но и из-за того, что во времена эпохи Брежнева картина была запрещена к показу. Кинокритик Владимира Беланенко поделился с «Островом…» своими размышлениями: «Причиной запрета стала демонстрация «капитализма с человеческим лицом». И, второе - какой смысл вкладывал режиссер в название фильма – «Люди и звери». Это попытка классификации людей по признаку наличия в них человечности. И именно из-за названия фильм и был снят с проката и положен «на полку». Фильм не был показан даже в 1986 году, когда шла ретроспектива фильмов Герасимова».
Идеал запорожской женщины
Запорожье в фильме появляется лишь во второй серии, когда главная героиня решает навестить своих родных в нашем городе. В отличие от «Весны…» в картине не раз называется слово «Запорожье». Более того, героиня Анна Андреевна, с любовью произносит: «Запорожье – моя гордость, моя молодость». Она подробно рассказывает о том, как во время войны был взорван Днепрогэс, и сколько нужно было сил, чтобы город был отстроен.
На въезде в город, который сильно изменился с тех времен, героиня предупреждает водителя: «Здесь теперь можно запутаться – новый город, старый город…». Узнать Запорожье можно по кадрам, где автомобиль едет по направлению к порту Ленина, но самого памятника Ленину еще нет, так как построен он был спустя два года после того, как картина вышла на экраны. Ностальгию вызывает плотина, по которой едут главные герои, любуясь открывающимися видами.
При желании, можно найти поводы для ироничной улыбки в местах, где создатели картины даже не намеревались вызвать смех. Дело в том, что представления об украинцах, и об запорожских сталеварах в частности, у съемочной группы были довольно интересными. Как только мы видим ту родственницу, к которой и направлялась Анна со своей дочерью и их гостей Алексем Павловым – зрителю хочется улыбнуться – из летнего домика на берегу Днепра (построенного на пляже), выбегает женщина в вышиванке, которая говорит со скоростью 5 слов в секунду и спрашивает: «А шо у вас там приключилося?». Наблюдая за происходящим далее, складывается впечатление, что в Запорожье всем выдавали вышитые сорочки вместо зарплаты.
Жилище главной героини можно назвать исключительно «домиком», так как для съемок была построена лишь одна беседка. Камера задевает жилые дома, вполне реальные. Найти тех, кто тогда мог наблюдать из окна за процессом съемок, «Острову…» к сожалению, не удалось, так как по словам старожилов, ранее на том месте действительно был частный сектор, но его разрушили, и теперь здесь находится лишь коса пляжей.
Играй, оркестр!
В речи коренной запорожанки и настоящей жены заводчанина не раз упоминается слово «завод», и она искренне сокрушается по поводу всех неполадок и происшествий, которые якобы на нем приключились. И после того, как соседка с пулеметной скоростью речи говорит о том, что тоже ждет супруга с завода, женщина посылает сына на предприятие – «Узнать, шо там такое!».
Подросток без проблем попадает в сталеплавильный цех, взяв с собой на экскурсию главного героя Алексея. Что это за завод, в фильме не говорится. Как «Острову…» сообщили в ОАО «Днепроспецсталь», в их цехах снимали только документальные фильмы. На заводе «Запорожсталь» признались, что старожилов, заставших съемки, найти очень проблематично. К тому же, как рассказывает инженер со стажем, бывший работник Запорожстали Валентин Евгеньевич (фамилию назвать постеснялся, - авт.), использовались документальные кадры работы заводчан: «В фильме героя привели посмотреть на запуск нового прокатного стана. Можете себе представить, какой грохот стоит в этот момент в реальности, и когда начинает играть оркестр, якобы в честь запуска - это просто смешно. В таких условиях не было бы слышно и несколько оркестров!».
На работниках завода тоже надеты вышиванки. Всех этих заводчан играли актеры, в то время как на настоящих рабочих видны лишь спецовки.
Большинство запорожцев, которых показали в картине были ударниками труда – они говорили о заводе, достижениях, поднимали бокал за рабочий класс. Схожесть фильма «Люди и звери» с «Весной на Заречной улице» в том, что достижения предприятия приравнивались к личным, и вызывали у запорожцев гордость. А тема Запорожья в фильме закончилась на забавной сцене застолья – в которой одновременно с тем, как «Гена – первый жених по всему Запорожью» говорит тост, звучат различные народные песни – кто-то поет «Знов цвітуть каштани», а кто и запевает: «Ой ти, Галю, Галю молодая…».
Алена ХРОМЕНКО
Комментарии:
нет комментариев