Прозрачный экомониторинг, новый бассейн, современные ветроэлектростанции и панки в коридорах власти были бы у нас, если бы главы области держали слово
Губернаторы (они же – главы областных администраций) – как маленькие президенты на своих территориях: одновременно и чиновники, исполняющие волю президента, и политики, ведущие бесконечную избирательную кампанию и все время что-то обещающие. Слово, как известно, не воробей, поэтому «Остров…» решил выяснить – кто из запорожских глав ОГА последние пять лет был политиком, дающим пустые обещания.
Юрий Артеменко
(4 февраля – 9 декабря 2005 года)
Несмотря на обещание не устраивать «всесторонней люстрации», первый назначенный новой властью глава Запорожской области все-таки попытался наказать недавних политоппонентов, потребовав от прокуратуры привлечь к ответственности организаторов фальсификаций во время выборов. Еще губернатор пообещал «привлечь» руководителей СМИ, которые во время выборов «вели обнаглевшую пропаганду»: в обоих случаях виновных не нашли. Озаботился Артеменко и культурой, начав строительство комплекса «Запорожская Сечь» на Хортице и опрометчиво пообещав построить его за год. Для развития историко-культурных комплексов «Каменная могила» и «Замок Попова» Юрий Анатольевич намеревался найти инвесторов из промышленности – тоже без особого успеха. А большой зал облгосадминистрации Артеменко решил приспособить для культурных мероприятий, в том числе молодежных. Никаких панков и рокеров, вопреки заявлению политика, в коридорах власти не оказалось, и чопорные аппаратчики ОГА вздохнули с облегчением.
Из более важных вопросов Артеменко намеревался «поставить точку» в вопросе с балкой Средней: впрочем, на это пока не сподобился ни один из губернаторов. Как и «разрулить» конфликт на Ореховском авторынке: решить этот вопрос чиновник пытался установлением компромиссных цен на услуги рынка. В общем, цель — превратить Запорожье из города металлургов в город культуры, озвученная Артеменко, осталась недостижимой.
Евгений Червоненко
(9 декабря 2005 года – 24 декабря 2007 года)
«Солдат Президента» во главу угла ставил экологические вопросы. На разработку разрекламированного Червоненко экомониторинга, когда каждый горожанин мог бы узнать количество выбросов из каждой трубы, даже выделялись какие-то деньги, а презентации разных вариантов мониторинга проводятся по сей день. Обещал губернатор-гонщик разработать и внедрить две другие смелые программы: по снижению количества выбросов и загазованности и по принуждению каждого жителя области к посадке куста или дерева и отказу от настоящих новогодних елок в пользу искусственных. Был Евгений Альфредович, по его словам, близок к возвращению Запорожью статуса территории высшей категории, что сулило дополнительное госфинансирование. Для промышленности губернатор обещал войну за возвращение нулевого тарифа на электроэнергию и создание наделенного полномочиями совета из руководителей промгигантов, политиков и силовиков. Реконструировать в полной мере запорожский участок трассы Харьков-Симферополь у Червоненко тоже не вышло.
Валерий Черкаска
(24 декабря 2007 года – 31 мая 2008 года)
Назначенный после ухода Червоненко на должность «вр. и.о.» молодой, но опытный политик обещаниями разбрасываться не стал. Проанонсированный, но не реализованный проект главы области – строительство бассейна на запорожской Набережной: пять миллионов долларов, около четырех лет на проектирование и возведение. В остальных вопросах Валерий Владимирович заявлял о необходимости взяться за: ремонт дорог области и реализацию программы «Питьевая вода в области», реализацию перспективности Приазовья, улучшить инфраструктуру и качество жизни села, решение проблем Степногорска, скорейшее завершение строительства комплекса «Запорожская Сечь». Районы чиновник собирался научить и самим зарабатывать деньги, а не только сидеть на дотациях. Эти планы Черкаске не удались – не дали, наверное.
Александр Старух
(31 мая 2008 года – 18 марта 2010 года)
Другой молодой и перспективный губернатор громких обещаний тоже старался не давать, охарактеризовав свою деятельность как «спокойную работу и исполнение поставленных перед регионом заданий». Однако и Старух, историк по профессии, несколько раз попадал в щекотливые истории. Вопросы, к которым губернатор обещал приложить все усилия – решение проблем погибающего Молочного лимана, разбирательство мэрского конфликта в Энергодаре, развитие мясомолочной отрасли – так и остались нерешенными. Некоторые озвученные Александром Васильевичем инициативы выглядели маловероятными (привлечение инвестиции в миллиард евро на строительство ветроэлектростанций на юге области), некоторые – слабоэффективными (бороться штрафами с торговцами, которые во время эпидемии гриппозной паники взвинчивали цены на чеснок и лимоны), в иные вообще не верилось (возможность перевыполнения «Запорожсталью» экологических обязательств).
Валерий Черкаска:
- Слишком сложная тема, чтобы на нее можно было ответить коротко. Обещанный, но не построенный бассейн? Мне приписали нереализованный проект, но на самом деле я был лишь инициатором строительства. Финансирование должен был взять на себя благотворительный фонд двух известных спортсменов.
Игорь ИВАНЧЕНКО
Комментарии:
Сергей | 01.08 2010 в 16:15
Недавно с моим товарищем произошел знаковый случай. Он общественный активист и любит давать советы руководителям местной и региональной власти в контексте развития Запорожского края. Ему многие люди советуют не ходить по коридорам властей так, как это не эффективно и там наверху это никому не интересно. А он отвечает словами Президента:"Думка кожного буде врахована" и еще: "Если не я то, кто?" А перед встречами с политбомондом консультируется у государственных и общественных экспертов по проблематике конкретного вопроса - это цена вопроса и что от этого получит регион. На одном из заседаний экологической общественности на базе Запорожского областного управления охраны окружающей среды, очередной раз лидеры общественных экологических организаций подняли болевой вопрос, касающийся развития Запорожского края. Это непрозрачная и неоткрытая региональная политика вокруг лоббирования строительства горно-обогатительного комбината в Ореховском районе, которую сейчас активно продвигает Запорожская ОГА. Дело в том, ГОК является техногенно тяжелым объектом для окружающе среды, а Запорожский регион перенасыщен техногенно опасными объектами и это дает о себе знать ввиде химический загрязнений природной среды и ухудшения здоровья местного населения. Поэтому в программе стратегического развития Запорожского края до 2015 года были заложены основные приоритеты развития области --- Пріоритети розвитку Запорізької області до 2015 року. Запорізький край – екологічно безпечний для проживання регіон. Запорізький край – історико-культурний та курортно-туристичний центр національного та міжнародного значення. Запорізький край – інвестиційно приваблива територія з високотехнологічними індустріальним та аграрним комплексами . В этом контексте строительство горно-обогатительного комбината идет в разрез с основными приоритетами развития нашего региона , а здесь вдобавок еще один юридический конфуз , Запорожский областной совет дал добро на строительство ГОКа без проведения государственной экологической экспертизы данного объекта. В один прекрасный момент мой друг задал губернатору Петрову по горячей линии в газете «МИГ» несколько неудобных вопросов на эту тему и губернатор пригласил его к себе на беседу . Мой товариш пригласил с собой еще одного активиста экологического движения и пошли вместе на разговор с Петровым , а перед этим договорились клятву на преданность партии регионов не давать, а отстаивать интересы Запорожского региона. После того как мой друг очертил перед губернатором ряд серьезных проблем по ГОКу – это отсутствие государственной экологической экспертизы по данному техногенному объекту , отсутствие оценки воздействия на окружающую среду – это часть проектно – технической документации , сложные гидрогеологические условия залегания рудных пород и малое содержание железа в руде – 25% , что ставит под сомнение экономическую целесообразность выполнения экологических програм по ГОКу со стороны представителя ГМК и предложил Петрову рассмотреть важный вопрос в случае реализации этого техногенного проекта о создании качественной системы эколого-геологического мониторинга ГОКа (долгосрочное режимное наблюдение, оценка, контроль и прогнозирование изменений окружающей природной среды вокруг техногенного объекта), с обязательным привлечением к этому процессу экологической общественности и в этот момент губернатор разгневался. Он начал отчитывать моего товарища, как отчитывают плохого школьника на педсовете. Вопросы были стандартные: «Кто вы такой , что задаете мне – заслуженному металлургу Украины такие вопросы ? Какое вы имеете право мне советы давать, покажите свой мандат от экологической общественности ? Какое у вас образование и какое вы имеете отношение к экологии ? Чего вы лично добились в этой жизни и чего полезного зделали для города и области? Если у вас нет представительского мандата и вы пришли просто поговорить, не отнимайте у меня драгоценное время . Второй экологический активист задал губернатору вопрос о формировании профессиональных кадров для ГОКа , на что он также непонятно ответил, мол мы эту проблему решим, после такого ответа экологи улыбнулись, ведь по-словам класика государственного управления – кадры решают все, а тем более в условиях работы техногенного производства. Мой товарищ со своим спутником вежливо откланялись губернатору и договорились больше Петрова на беспокоить по непонятным для него вопросам . Вначале я отметил, что этот случай знаковый, особенно в канун предстоящих местных выборов. Так вот с такими кадрами партиии регионов на местных выборах ничего хорошего не светит. Время покажет .