Заразиться ВИЧ или гепатитом при переливании крови может любой
Если, не дай Бог, вам или вашим близким предстоит переливание крови, прочтите этот материал. «Свідомо» нашло подтверждение многочисленным жалобам больных, считающих, что их инфицировали во время переливания. Мы выяснили, почему так происходит.
На что жалуются?
Жалоб, что после переливания крови появились болезни, множество. Речь идет о сифилисе, ВИЧ и чаще всего гепатите.
Елена, Крым: «Мне делали операцию кесарево сечение в 1991 году. Вливали много донорской крови. В 1998 году была операция, и опять вливали кровь. Не знаю, когда меня инфицировали. Узнала, что у меня гепатит С, в июле 2007 года. Уже год, как мне тяжело дышать».
Наталья, Днепропетровская область: "Сыну Саше в девять лет врачи поставили страшный диагноз: лейкемия. Из-за того, что мы живем в селе, доход маленький. Отец в отпуске по уходу за двухлетним младшим. А я — в больнице со старшим. А здесь неожиданно еще одна беда: при переливании крови занесли гепатит В».
О том, что кровь, которую переливают украинцам, опасна, годами пишет в «Зеркало недели» врач Лариса Вахненко, хотя для нее это означает наживать врагов среди коллег. Вахненко заведует отделением трансфузиологии (переливания крови) Национального института хирургии и трансплантологии.
Лариса Вахненко: "Санитарные станции необъективно отслеживают случаи заражения гепатитами, а, главное, их причины. А затем люди приходят к нам на пересадку печени».
Как на это реагирует медицинская власть?
Мы запросили в Минздраве данные о зарегистрированных случаях инфицирования при переливании. Минздрав дал цифры только по ВИЧ. Официально: 21 случай за 20 лет. Последний зарегистрирован в Мелитополе. По другим болезням информацию не предоставили.
Как проверяется кровь?
Это делается на станциях переливания крови или в больницах, имеющих собственные банки крови. Для проверки используют тест-системы, работающие по методу иммуно-ферментного анализа. Если примитивно — жидкость желтеет при встрече с антителами вируса. По стандартам ВОЗ, этот метод должен выявлять 99 из 100 зараженных образцов.
И вот тут мы в первый раз удивились. К нам попали данные тринадцати станций переливания крови, свидетельствующие, что тест-системы на этих станциях часто показывают в крови ВИЧ, когда его там нет. На одной из станций доля таких ошибочных диагнозов составила 82 процента. Но еще это означает, что много донорской крови отбраковывается зря. И если тест-системы часто фиксируют вирус там, где его нет, как часто они ошибаются, не замечая вирусов?
Как контролируются тест-системы?
Этим должна заниматься Госслужба лекарственных средств и изделий медназначения. Завсектором биопрепаратов Тарас Лясковский сообщил, что до 2006 года тест-системы по крови оценивал Центр иммунобиологических препаратов, после 2006-го — Институт эпидемиологии и инфекционных болезней имени Громашевского. И центр, и институт работают в одном помещении и фактически используют одну лабораторию. К тому же директор института Виктор Мариевский сообщил, что Госслужба не заказывала ему никаких проверок.
Вот оценка Института патологии крови и трансфузионной медицины, приведенная в отчете за 2006 год: «Охарактеризовать качественные показатели тест-систем, которые используются для скрининга донорской крови на наличие гепатитов В, С и сифилиса не представляется возможным из-за отсутствия верификационных (подтверждающих, — ред.) и экспертных исследований».
У кого покупают тест-системы?
Минздрав раскрыл результаты тендеров на закупку в последние два года тест-систем по выявлению в крови ВИЧ и гепатитов С и В. Победители: «Диапроф-мед» (Украина), «Диагностические системы» (Россия), Bio-rad и Ani Labsystems (Франция). Больше всего закуплено у «Диапроф-меда». По данным Минздрава, в 2007-2008 «Диа-проф-мед» заработал на таких тест-системах 8,47 миллиона гривень.
Кому принадлежит эта компания?
По данным Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, в состав акционеров «Диапроф-мед» по состоянию на апрель 2008 года входят 11 физических лиц и два юридических лица: ЗАО «БиоТоп» и НВП ООО «Диапроф, ЛТД». Нельзя не заметить, что имя, фамилия и отчество, в частности, Виктора Владимировича Радченко полностью совпадают с ФИО сына экс-председателя Службы безопасности Украины. Еще одно физлицо, Виктор Мариевский, уже знаком нам как руководитель Института эпидемиологии, имеющего полномочия проверять тест-системы по крови.
На встрече с Виктором Федоровичем мы увидели еще одного акционера «Диапроф-меда» — Анатолия Гураля. В этом же Институте Громашевского он возглавляет лабораторию вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекций, тех же болезней, которыми чаще всего инфицируются люди во время переливания крови.
Виктор Мариевский ничего плохого в «акционерстве» не видит и утверждает: «Мы делали все, чтобы создать это предприятие. Было начало 90-х годов, когда мы остались один на один с существующими проблемами. Доступность тест-систем была сложной. Вокруг нас вертелись десятки тест-систем, предлагавших свои продукты. Тест-система нам обходилась в 30 центов».
Нормальная ли ситуация, когда многие люди жалуются на тяжелые болезни, а регулярной проверки тест-систем нет, когда государство закупает их у компании, где акционеры — руководители профильного медицинского учреждения, — на этот вопрос лучше ответить не журналистам. Мы в завершение хотим обратиться к людям: будьте осторожны. Мы нашли очень серьезное свидетельство того, что кровь в Украине действительно опасна. И жалобы людей — не единичные случаи.
Как уберечься от заражения во время переливания крови?
Хорошего способа нет. Мы узнали о случаях, когда образцы крови, которую собираются переливать, отдают родственникам пациентов с просьбой за собственные деньги сделать альтернативный анализ в частной лаборатории, где используют технологию полимеразно-цепной реакции. По ней кровь тестируют на уровне ДНК. Эффективность этого метода признали все, с профессором Мариевским включительно. Возможно, такая нелегальная проверка и есть выход. Это дорого, против правил обращения с кровью, но безопаснее. А что еще можно сделать?..
Сказано!
Больные могут заразиться как угодно
Виктор Мариевский, глава института эпидемиологии и инфекционных болезней имени Громашевского:
- Люди, которым переливают кровь, как правило, тяжело больны. Значит, они получают массу инъекций, диагностических исследований, связанных с нарушениями деятельности слизистых и кожных покровов. Все это, в свою очередь, может привести к инфицированию. И эпидемиологически разграничить, что этот заразился от переливания крови, а этот — от многочисленных инъекций или эндоскопии, практически невозможно.
Нужна пропаганда бескорыстного донорства
Лариса Вахненко, руководитель отделения трансфузиологии Национального института хирургии и трансплантологии имени Шалимова:
- Гарантия безопасности донорской крови — бескорыстное донорство. Во всех европейских странах люди считают честью пойти сдать кровь, там правительства ведут пропаганду донорства, всячески его рекламируют. А у нас идут в доноры ради 80 гривень. Люди, учитывая, что им будут платить, скрывают болезни, иными словами, они в группе риска.
Александр АКИМЕНКО, бюро журналистских расследований "Свідомо", для "Острова Свободы"
Комментарии:
нет комментариев