В Запорожье, вслед за 22 областными центрами Украины стартовал новый социальный проект, который должен помочь слабослышащим города вызвать экстренные службы. «Остров…» решил проверить на себе – легко ли выжить в шумном мегаполисе таким людям.
Точное количество слабослышащих в Запорожье не известно, а нуждающиеся в помощи, могут стать на учет в Запорожскую городскую организацию «УТОГ».
Пришли пожарным смс
Председатель «УТОГ» Елена Семенютенко сообщила «Острову…», что на данный момент на учете в этой организации состоит 1096 человек.
- Как только стартовал проект «Услышь меня» (с помощью смс – лишенные слуха, занесенные в специальную базу, смогут вызвать экстренные службы бесплатно, авт.), зарегистрировалось уже 136 человек. Раньше мы тоже иногда получали помощь от городских властей. Одно время выдавали нам телефоны и специальные часы, теперь говорят, могут помочь с «радио-нянями».
Как признается Елена Семенютенко, найти в Запорожье работу имея проблемы со слухом – задача сложная:
- Раньше наши подопечные работали на ЗАО «ЗАЗ» и на ОАО «Мотор-Сич» и ценились как квалифицированные работники, а сейчас им предлагают вакансии подсобников или уборщиц.
Устроиться запорожцу с таким «недостатком» действительно сложно. Более того, вакансии предлагаются под рубрикой «Работа для глухих, инвалидов и лентяев». А сама работа весьма сомнительная – заработок в Интернете. Легко предположить, что это лишь очередной «развод». Распространена также работа на дому – нужно собирать шариковые ручки либо расфасовывать какую-либо продукцию. Еще одно предложение – мерчендайзер в супермаркете (главная обязанность – расставлять продукты по полочкам – авт.).
Глухо как в танке
Чтобы оказаться «в шкуре» глухого человека, я отправилась в аптеку и приобрела беруши, или по-простому – ушные затычки. Они предназначены тем, кому мешает лишний шум. Признаюсь, что какими бы ни были данные приспособления – при желании я могу услышать человека – главное, чтобы он обратился ко мне как можно громче и желательно ближе к уху. И с надеждой, что желающих это сделать не найдется, я, вооружившись этим устройством, решила выйти на улицу, и попутешествовать по городу.
Первое, к чему приходилось привыкать – нужно постоянно оборачиваться, не слыша окружающий мир, я потеряла контроль над ситуацией.
Большие трудности возникли, когда появилось желание совершить покупку. Как я не тренировалась объяснять на пальцах, что мне необходимо - ничего не получилось. Поэтому воспользовалась блокнотом и ручкой.
Оказавшись на рынке, я нашла один большой плюс в своей временной «глухоте» - полная отрешенность и безразличие к постороннему шуму и гаму. На этом, правда, все плюсы закончились. В выходной день, в привычной «давке», никуда не деться от раздражительных покупателей – спеша по своим делам, все они просят пропустить или двигаться быстрее – но знаков «простите, я глухой» на себя не повесишь.
К тому же, постоянно приходилось следить за громкостью своей речи, потому что от привычки говорить избавиться не удалось. Однако понять, на какой частоте звучит собственный голос, было трудно. Поэтому я стала замечать, что на меня либо вообще не реагировали, либо испуганно оборачивались, когда я просила передать деньги за проезд в транспорте. Более внимательно приходилось следить и за своей сумкой, где бы я не находилась.
В таком «оглушенном» состоянии совершать покупки мне показалась более удобным в супермаркетах, чем в обычных продуктовых магазинах, да и внимания к себе привлекаешь меньше.
Глухая утопия
Однако одно дело привыкнуть к тому, что теперь ты лишен музыки, кинотеатров (если одних субтитров не достаточно), филармонии и театра, а другое – что не всегда ты найдешь поддержку со стороны. И тут опять приходится сравнивать нас с другими странами, ведь Украина далеко не идеальна, и не слишком комфортна для слабослышащего. И увы, в заботе об инвалидах мы проигрываем другим государствам.
За рубежом многие должностные лица обязаны пользоваться языком жестов. Так, к примеру, финский жестовый язык считается вторым государственным, а Швеция и вовсе обязала его изучать полицейских, медиков и обслуживающий персонал.
Давайте теперь представим, что житель Запорожья пришел в кафе и общается с официантом на языке жестов. Или представьте себе такой разговор в милицейском участке! Больше похоже на больную фантазию.
Пока я проводила свой эксперимент, мне несколько раз просто предложили написать на бумаге. И в нашей стране это считается волне нормальным и даже любезным отношением. Уверена, что в той же Швеции или Финляндии, это посчитали бы не обычным делом, а дискриминацией. Слабослышащим запорожцам о других странах, возможно, приходится лишь мечтать, и они вынуждены лишь смириться с таким положением вещей.
Свет в окошке
Нельзя не вспомнить об одном существенном плюсе иностранного телевидения – все телеканалы должны подавать информацию в эфир вместе с сурдопереводом. В Украине об этом вспомнили лишь недавно, а перевод для граждан, лишенных слуха, можно было встретить только на государственных телеканалах. Даже новогоднее обращение президента страны на многих частных телеканалах обходится без «окошка» в левом углу экрана.
Кабинет Министров предложил Верховной Раде обязать украинские телерадиокомпании не менее 5% программ выпускать в сурдопереводом. Скорее всего, этот процент составят популярные телесериалы, которые и так занимают огромное количество экранного времени, а сочтут ли нужным переводить рейтинговые программы – неизвестно.
Этот новый законопроект был зарегистрирован в парламенте 1 июля и должен дополнить статью 28 закона «О телевидении и радиовещании». В идеале, закон должен контролировать перевод информационных, просветительских и детских программ, а также официальных обращений и объявлений о чрезвычайных ситуациях. В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что в Украине существует более тысячи телеканалов, но у них в лицензии нет такого пункта как адаптация программ для глухих, а о количестве глухих в Украине нет статистических данных.
Алена ХРОМЕНКО
Комментарии:
нет комментариев