Пройти к Дубу удается не всем туристам и не всегда: так решили арендаторы
Запорожский Дуб — национальная святыня, по идее, принадлежащая каждому украинцу. Но предприимчивые запорожские казаки-бизнесмены судя по всему решили сделать на ней бизнес, ограничив доступ к 700-летнему великану. Власти проблемы не видят, или видеть просто не хотят. Не до духовности...
Больше года назад возле дуба располагались увеселительные заведения, но их владельцы вход к дереву не перекрывали. Со временем город у них дуб забрал и передал на 20 лет в аренду Всеукраинской федерации «Спас». Именно патриоты должны были позаботиться о гордости Запорожья. Но все произошло не так, как планировали.
В сентябре прошлого года комплекс «Запорожский Дуб» опустел: городские власти расторгли договор с арендаторами. Однако, по информации «Острова...", с того же сентября там негласно хозяйничали «спасовцы». У президента Всеукраинской федерации «Спас» Александра Притулы своя версия. «В листопаді минулого року Євген Григорович просив мене взяти під опіку комплекс Запорозького Дубу, бо наприкінці минулого року його почали розкрадати», — рассказал «Острову..." Притула. — Коли ми написали листа до міської ради, щоб взяти в оренду Запорозький Дуб, одразу почали з'являтись якісь плітки, мене питали, чи потрібен мені лише дуб, або з усім комплексом та будівлями. і я всім казав, що в першу чергу мене цікавить дуб, а потім — все інше».
Как оказалось со временем, опасения были обоснованны: уже сейчас к дереву ограничивают бесплатный доступ. Например, когда в комплексе выступает театр «Запорозький Спас», туристы не пройдут: надо или покупать билет на выступление, или ждать его окончания полтора часа. Это еще ничего, вот когда в комплексе начнет работать кафе и там будут устраивать корпоративы и вечеринки, тогда «доступ к телу», то есть дубу, будет только у тех, кто расслабляется в кафе. Кроме того, Александр Притула не исключает, что посещение дуба стоит ограничивать, когда там будут устраивать и закрытые казацкие мероприятия. То есть в выходные ездить на прогулки не придется.
"Спас» настаивает, что платные показательные выступления театра казацкого боя «Запорозький Спас» проводятся вовсе не ради денег, и плата за просмотр выступления (заказать его можно за четыре тысячи гривень, — ред.) — это «благотворительный взнос на развитие дуба», оплату работы охраны, уборщицы, обустройство территории.
По словам Притулы, федерация уже потратила на дуб порядка 60 тысяч гривень, еще около десяти — на оформление документов по аренде. Поэтому федерация сейчас и создает всевозможные проекты, чтобы зарабатывать.
Правда, иногда тратят средства на не совсем помощь дубу. Например, возле дерева установили пирамиду и обнесли ее кованым забором. По идее, она должна гармонизировать атмосферу возле святыни. Как выяснилось, «Спас» приглашал к дубу пять экстрасенсов, и все они сказали, что там плохая аура. Стоимость гармонии неизвестна. Хотя, хозяин — барин, куда хочет, туда деньги и тратит.
Именно поэтому член исполкома Михаил Левченко был против передачи дерева «Спасу». «Главная задача — сохранить Дуб. Поэтому я настаивал, чтобы святыню сделали филиалом заповедника «Хортица». Ведь у нас есть отдел природы, и мы знаем, как правильно за ним ухаживать. Кроме того, у нас есть отдел запорожского казачества, поэтому мы смогли бы сохранить истинно казацкую духовность. А что мы видим сейчас? Святыни себя дискредитировали, их воспринимают как хорошее место для развития бизнеса. Был бы дуб у заповедника, мы бы давали возможность «Спасу» там выступать, как делаем это на Хортице», — считает он.
Специалисты считают, что дерево уже не спасти, но хоть немного продлить ему жизнь возможно. «Еще в начале 90-х годов дуб себя прекрасно чувствовал, большинство его веток были зелеными. Но когда к нему стали проявлять повышенный интерес, вытаптывать почву, залезать на него, облагораживать территорию, — все это привело к неблагоприятным условиям для его роста. И то, что сейчас происходит с деревом — неизбежно. Единственное что может хоть немного продлить его жизнь — разрыхление почвы, поддержание комфортных для старожила микроклиматических условий», — рассказал нам и.о. заведующего отделом природы национального заповедника «Хортица» Михаил Нестеров.
Кстати, директор заповедника «Хортица» Максим Остапенко предлагал, чтобы Дуб сделали филиалом заповедника, но запорожские чиновники в этом смысла не видели, а некоторое время спустя и вовсе передали его в долгосрочную аренду Всеукраинской федерации «Спас».
Правда, что заповеднику нужна святыня, занимающийся вопросом Дуба заммэра Александр Кузьмин не слышал: «Лично мне предложение о передаче дерева заповеднику не поступало. «Спас» просил, и мы посчитали, что нужно отдать его детям, чтобы развивать духовность». Не видел Александр Сергеевич и пестрящей в запорожских газетах рекламы об аренде комплекса «Запорозький Дуб». «Коммерческой деятельности там нет и не будет: об этом нет ни слова в договоре. Моя позиция, как и позиция мэра Евгения Карташова, неизменна: доступ к дубу был, есть и будет всегда, в любое время. Причем бесплатный. Если мы узнаем о каких-либо ограничениях, сразу разорвем договор», — сообщил он «Острову...".
Остается надеяться на честность наших властей. Правда, неизвестно, как они будут контролировать круглосуточный и бесплатный доступ к дереву: регулярно устраивать проверки с «подсадными утками» или следить за публикациями?
Справка «Острова..."
Ученые предполагают, что истинный возраст дуба превышает девять веков. Специалисты в семантике мифов и символов связывают с ним общеиндоевропейскую мысль о «Мировом Древе» и «Мировой Горе». Согласно древним писаниям, Мировое Древо является центром мира или Мировой Осью.
Под Дубом запорожские казаки написали письмо турецкому султану. А Богдан Хмельницкий, напутствуя перед боем своих воинов, говорил: «Будьте, хлопцы, в бою такими же крепкими, как этот дуб!" Увековечил дуб и Гоголь: в его повести Тарас Бульба сидит именно под 700-летним дубом. Кроме того, дерево хотел забрать в Германию Адольф Гитлер, как символ личного могущества.
Возраст: минимум 700 лет.
Диаметр ствола: 6,36 метра.
Высота: 36 метров.
Диаметр кроны: 43 метра.
Надежда КРАСНОЖОН
Комментарии:
нет комментариев