Современным служителям Мельпомены приходится думать не только о культурном просвещении зрителя, но и о прибыльности «высокого и духовного».
27 марта артисты, режиссеры и все, кто прислушивается к советам Станиславского, праздновали Международный день театра. Как ни крути, а театральная жизнь в Запорожье есть, и она не стоит на месте. Ставятся новые спектакли, зрители покупают на них билеты, а театральное отделение ЗНУ и актерская мастерская при Запорожском музыкальном училище каждый год выпускают новых юных артистов.
На театральной сцене все красиво – костюмы, свет, декорации. За кулисами праздник заканчивается, и начинаются обычные будни со своими проблемами.
Театр против бизнеса
Все запорожские театры дотируются из бюджета. По словам директоров театров, ни в Украине, ни во всем мире нет самоокупаемых театров, которые могли бы обходиться без дотации.
- Мы же не можем назначить цену за билет на спектакль в 200-300 гривен. Театральное искусство не должно превращаться в бизнес, как это случилось, допустим, с кино. В итоге на экранах мы видим засилье боевиков и ужасов, которые негативно влияют на психику, но зато приносят доход. А театр должен быть общедоступным и лечить души людей, - поделился своим мнением с «Островом…» директор муниципального театра-лаборатории «VIE» Владислав Лебедев.
То же утверждает и директор музыкально-драматического театра им. В.Г. Магара Валентин Слонов:
- Может быть, в мире есть коллективы, которые могут самоокупаться, но они ставят не спектакли, а шоу-представления. В чистом же виде театр никогда не сможет быть прибыльным. Задачи у нас совершенно другие – мы не преследуем только развлекательные цели.
«Бюджетные» радости
Жизнь по дотации каждому из театров обеспечивает свои специфические «прелести». Например, у театра «VIE» одна из основных проблем – недоукомплектованный актерский состав. Как рассказал Владислав Лебедев, когда в 1991 году по инициативе местной власти театр открывался, было предусмотрено 11 штатных единиц, 5 из которых - актеры. С тех пор дотации немного увеличивались, и соответственно расширялся штат. В результате он расширился до 34 человек, а затем из-за экономического кризиса этот процесс прекратился. Поэтому в труппе«VIE» сейчас всего 13 действующих актеров. Для сравнения: в ТЮЗе работает больше ста штатных единиц, а в театре им. Магара работает 60 штатных актеров драмы, 6 актеров-вокалистов, 18 артистов балета, 25 артистов оркестра.
- У нас есть два режиссера (хотя обычно с поиском режиссеров в Запорожье проблемы), а актеров, наоборот, очень мало. И то, что мы с таким количеством актеров умудряемся играть весь запланированный репертуар – это показатель профессионализма, - утверждает Владислав Лебедев.
Кроме того, из-за создавшейся ситуации, актерам театра «VIE» приходится осваивать смежные рабочие профессии – к примеру, монтировщиков, ведь соответственных рабочих единиц в штате театра не предусмотрено.
На таком фоне в театре им. Магара дела выглядят намного лучше, хотя тоже имеются свои нюансы.
- Из областного бюджета нам выделяются средства на заработную плату и оплату коммунальных услуг – отопления и электроэнергии. Остальные расходы – содержание здания, транспорта, оргтехники, выпуск спектаклей, постановочные расходы, создание декораций, пошив костюмов и т.д. – полностью на наших плечах, - сетует Валентин Слонов. – К тому же нужно платить налоги. Так что с вырученных билетов нам остается 20-30%.
Несмотря на вышеперечисленные трудности, зарплаты у актеров театра им. Магара по запорожским меркам неплохие – 2 – 2,5 тысячи гривен. В то время, как у актеров театра «VIE» - 1300 – 1400 гривен («грязными»).
- Так как у нас академический театр, то ставки с неакадемическим разнятся приблизительно в 2 раза. К тому же у нас периодически проводится индексация зарплат, - рассказал Валентин Слонов
Технический прогресс проходит мимо
Из-за неполного финансирования у театра им. Магара сейчас пока нет финансовой возможности для создания новых спектаклей, которые показывают на о.Хортица. Кроме того, театр сейчас практически не гастролирует по Украине.
- Гастроли - это большие расходы, а окупаемости нет. Если нас профинансируют и заложат это в финансовый план развития театра, то мы этот момент используем. Но в ближайшее время, если гастроли и будут, то на 2-3 дня. Раньше выезжали на месяц-два, но это было раньше, - объясняет Валентин Слонов.
«Раньше» - это в советское время. Тогда финансировались все статьи расходов в театре, начиная от постановок и заканчивая зарплатой внештатных распространителей билетов. А то, что театр зарабатывал самостоятельно, шло на укрепление материально-технической базы. Но, несмотря на то, что сейчас многое изменилось, директор театра не жалуется:
- Главное, что есть уверенность и условия для работы, - утверждает Валентин Слонов. - Но нам всегда хочется больше. Сегодня техника стремительно развивается, и сцена должна постоянно технически обновляться. К примеру, в спектакле «Анна Каренина» едет поезд. Он сделан с минимальными затратами, но создается впечатление, как будто поезд едет в зрительный зал. Техническое оснащение - это очень важный момент. Можно играть при свечах. Но так можно сыграть один спектакль и не больше, а зритель будет требовать совершенно другие вещи. Это стилистика времени. Ее надо учитывать, чувствовать и отставать от нее нельзя.
Спонсорам тоже нужна помощь
«Остров…» поинтересовался, есть ли в нашем городе неравнодушные люди, финансово поддерживающие театральную жизнь.
- Неравнодушные люди есть, но они сейчас сами в кризисе, - объяснил нам Владислав Лебедев. - Когда мы проводили фестиваль «Золотая Хортица», нам из бюджета выделили деньги только на поселение и на питание гостей и участников фестиваля. А нам нужно было привезти из Киева 7-тонную декорацию, перевозка которой стоила 7-8 тысяч долларов. Я пошел по спонсорам, и из всех нам вызвался помочь только Дмитрий Зусманович. Он помог перевезти декорацию и две труппы.
Цена искусства
По словам Валентина Слонова за последние годы в театр идет все больше людей. Одним из показателей этого является то, что 70-80% зрителей покупают билеты не у распространителей, а в кассе.
Цена билетов на премьерные спектакли в театр им. Магара колеблется: максимальная - 50-70 гривен (партер), минимальная – 20-30. Билеты на спектакли, которые идут уже год-два и больше, стоят от 10 до 30 гривен.
- При ценообразовании мы ориентируемся на то, чтобы люди могли покупать билеты, и зал был заполнен, - объясняет Валентин Слонов.
Теми же соображениями руководствуются при установлении цены на билеты в театре «VIE».
- Билеты на наши спектакли стоят 30 гривен. Я считаю, что это немного высокая относительно наших жизненных реалий цена. Ведь сейчас у людей нет денег на хлеб – им не до театра. Театральные старожилы не ходят на спектакли из-за низких пенсий. К тому же людям сложно добираться на Хортицу, где мы находимся. Поэтому ездят, в основном, те, у кого есть свои машины. То есть бизнесмены, обеспеченная молодежь. Соответственно и репертуар мы подбираем - для продвинутой молодежи, европейского уровня.
Кстати, цены на спектакли приезжих театров серьезно отличаются от спектаклей запорожских трупп – посмотреть на приезжих звезд, которые бывают в нашем городе 1-2 раза в квартал, можно за 150-250 гривен.
- Там совершенно другая зрительская публика – та, что может себе позволить такие расходы, - делится наблюдениями Валентин Слонов.
Театральная начинка
По словам директора театра «VIE» Владислава Лебедева, чтобы утвердить спектакль, среди актеров труппы должны быть подходящие персонажи:
- Мы много чего хотели бы поставить, например, «Мастера и Маргариту», но проблема в том, что из-за ограниченности в количестве актеров, нам не хватает подходящих персонажей.
А еще пьеса должна понравиться и режиссеру, и актеру, потому что без любви в театре ничего получится.
- В искусстве нельзя работать казенным методом – иди сюда, стой там. Все должно основываться на интересе. Сейчас ведь выбор огромный – кино, концерты, шоу-программы, несколько театров, поэтому мы должны делать конкурентноспособный продукт, - поделился Владислав Лебедев.
Марина ГАРБУЗ
Комментарии:
нет комментариев