misto.zp.ua

Искусство требует денег

Искусство требует денег

Современным служителям Мельпомены приходится думать не только о культурном просвещении зрителя, но и о прибыльности «высокого и духовного».

27 марта артисты, режиссеры и все, кто прислушивается к советам Станиславского, праздновали Международный день театра. Как ни крути, а театральная жизнь в Запорожье есть, и она не стоит на месте. Ставятся новые спектакли, зрители покупают на них билеты, а театральное отделение ЗНУ и актерская мастерская при Запорожском музыкальном училище каждый год выпускают новых юных артистов.

 На театральной сцене все красиво – костюмы, свет, декорации. За кулисами праздник заканчивается, и начинаются обычные будни со своими проблемами.

Театр против бизнеса

Все запорожские театры дотируются из бюджета. По словам директоров театров, ни в Украине, ни во всем мире нет самоокупаемых театров, которые могли бы обходиться без дотации.

- Мы же не можем назначить цену за билет на спектакль в 200-300 гривен. Театральное искусство не должно превращаться в бизнес, как это случилось, допустим, с кино. В итоге на экранах мы видим засилье боевиков и ужасов, которые негативно влияют на психику, но зато приносят доход. А театр должен быть общедоступным и лечить души людей, - поделился своим мнением с «Островом…» директор муниципального театра-лаборатории «VIE» Владислав Лебедев. 

То же утверждает и директор музыкально-драматического театра им. В.Г. Магара Валентин Слонов:

- Может быть, в мире есть коллективы, которые могут самоокупаться, но они ставят не спектакли, а шоу-представления. В чистом же виде театр никогда не сможет быть прибыльным. Задачи у нас совершенно другие – мы не преследуем только развлекательные цели.

«Бюджетные» радости

Жизнь по дотации каждому из театров обеспечивает свои специфические «прелести». Например, у театра «VIE» одна из основных проблем – недоукомплектованный актерский состав. Как рассказал Владислав Лебедев, когда в 1991 году по инициативе местной власти театр открывался, было предусмотрено 11 штатных единиц, 5 из которых - актеры. С тех пор дотации немного увеличивались, и соответственно расширялся штат. В результате он расширился до 34 человек, а затем из-за экономического кризиса этот процесс прекратился. Поэтому в труппе«VIE» сейчас всего 13 действующих актеров. Для сравнения: в ТЮЗе работает больше ста штатных единиц, а в театре им. Магара работает 60 штатных актеров драмы, 6 актеров-вокалистов, 18 артистов балета, 25 артистов оркестра.

- У нас есть два режиссера (хотя обычно с поиском режиссеров в Запорожье проблемы), а актеров, наоборот, очень мало. И то, что мы с таким количеством актеров умудряемся играть весь запланированный репертуар – это показатель профессионализма, - утверждает Владислав Лебедев.

Кроме того, из-за создавшейся ситуации, актерам театра «VIE» приходится осваивать смежные рабочие профессии – к примеру, монтировщиков, ведь соответственных рабочих единиц в штате театра не предусмотрено.

На таком фоне в театре им. Магара дела выглядят намного лучше, хотя тоже имеются свои нюансы.

- Из областного бюджета нам выделяются средства на заработную плату и оплату коммунальных услуг – отопления и электроэнергии. Остальные расходы – содержание здания, транспорта, оргтехники, выпуск спектаклей, постановочные расходы, создание декораций, пошив костюмов и т.д. – полностью на наших плечах, - сетует Валентин Слонов. – К тому же нужно платить налоги. Так что с вырученных билетов нам остается 20-30%.

Несмотря на вышеперечисленные трудности, зарплаты у актеров театра им. Магара по запорожским меркам неплохие – 2 – 2,5 тысячи гривен. В то время, как у актеров театра «VIE» - 1300 – 1400 гривен («грязными»).

- Так как у нас академический театр, то ставки с неакадемическим разнятся приблизительно в 2 раза. К тому же у нас периодически проводится индексация зарплат, - рассказал Валентин Слонов

Технический прогресс проходит мимо

Из-за неполного финансирования у театра им. Магара сейчас пока нет финансовой возможности для создания новых спектаклей, которые показывают на о.Хортица. Кроме того, театр сейчас практически не гастролирует по Украине.

- Гастроли - это большие расходы, а окупаемости нет. Если нас профинансируют и заложат это в финансовый план развития театра, то мы этот момент используем. Но в ближайшее время, если гастроли и будут, то на 2-3 дня. Раньше выезжали на месяц-два, но это было раньше, - объясняет Валентин Слонов.

«Раньше» - это в советское время. Тогда финансировались все статьи расходов в театре, начиная от постановок и заканчивая зарплатой внештатных распространителей билетов. А то, что театр зарабатывал самостоятельно, шло на укрепление материально-технической базы. Но, несмотря на то, что сейчас многое изменилось, директор театра не жалуется:

- Главное, что есть уверенность и условия для работы, - утверждает Валентин Слонов. - Но нам всегда хочется больше. Сегодня техника стремительно развивается, и сцена должна постоянно технически обновляться. К примеру, в спектакле «Анна Каренина» едет поезд. Он сделан с минимальными затратами, но создается впечатление, как будто поезд едет в зрительный зал. Техническое оснащение - это очень важный момент. Можно играть при свечах. Но так можно сыграть один спектакль и не больше, а зритель будет требовать совершенно другие вещи. Это стилистика времени. Ее надо учитывать, чувствовать и отставать от нее нельзя.

Спонсорам тоже нужна помощь

«Остров…» поинтересовался, есть ли в нашем городе неравнодушные люди, финансово поддерживающие театральную жизнь.

- Неравнодушные люди есть, но они сейчас сами в кризисе, - объяснил нам Владислав Лебедев. - Когда мы проводили фестиваль «Золотая Хортица», нам из бюджета выделили деньги только на поселение и на питание гостей и участников фестиваля. А нам нужно было привезти из Киева 7-тонную декорацию, перевозка которой стоила 7-8 тысяч долларов. Я пошел по спонсорам, и из всех нам вызвался помочь только Дмитрий Зусманович. Он помог перевезти декорацию и две труппы.

Цена искусства     

По словам Валентина Слонова за последние годы в театр идет все больше людей. Одним из показателей этого является то, что 70-80% зрителей покупают билеты не у распространителей, а в кассе.

Цена билетов на премьерные спектакли в театр им. Магара колеблется: максимальная - 50-70 гривен (партер), минимальная – 20-30. Билеты на спектакли, которые идут уже год-два и больше, стоят от 10 до 30 гривен.

- При ценообразовании мы ориентируемся на то, чтобы люди могли покупать билеты, и зал был заполнен, - объясняет Валентин Слонов.

Теми же соображениями руководствуются при установлении цены на билеты в театре «VIE».

- Билеты на наши спектакли стоят 30 гривен. Я считаю, что это немного высокая относительно наших жизненных реалий цена. Ведь сейчас у людей нет денег на хлеб – им не до театра. Театральные старожилы не ходят на спектакли из-за низких пенсий. К тому же людям сложно добираться на Хортицу, где мы находимся. Поэтому ездят, в основном, те, у кого есть свои машины. То есть бизнесмены, обеспеченная молодежь. Соответственно и репертуар мы подбираем - для продвинутой молодежи, европейского уровня.

Кстати, цены на спектакли приезжих театров серьезно отличаются от спектаклей запорожских трупп – посмотреть на приезжих звезд, которые бывают в нашем городе 1-2 раза в квартал, можно за 150-250 гривен.

- Там совершенно другая зрительская публика – та, что может себе позволить такие расходы, - делится наблюдениями Валентин Слонов.

Театральная начинка

По словам директора театра «VIE» Владислава Лебедева, чтобы утвердить спектакль, среди актеров труппы должны быть подходящие персонажи:

 - Мы много чего хотели бы поставить, например, «Мастера и Маргариту», но проблема в том, что из-за ограниченности в количестве актеров, нам не хватает подходящих персонажей.

А еще пьеса должна понравиться и режиссеру, и актеру, потому что без любви в театре ничего получится.

- В искусстве нельзя работать казенным методом – иди сюда, стой там. Все должно основываться на интересе. Сейчас ведь выбор огромный – кино, концерты, шоу-программы, несколько театров, поэтому мы должны делать конкурентноспособный продукт, - поделился Владислав Лебедев.

Марина ГАРБУЗ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
МІГ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |