С чем связана «лихорадка» цен на бензин и ожидается ли «выздоровление»?
Ценники на запорожских автомобильных заправках продолжают неприятно удивлять. На протяжении двух последних месяцев бензин в Запорожье стабильно дорожал раз в 2-3 дня и сейчас стоимость ходового 95-го подкрадывается к отметке в 10 гривен.
Рожденные революцией
Значительный рывок цен на нефтепродукты произошел как на оптовом рынке, так и в рознице. По утверждениям экспертов, основные факторы роста цен – перипетии на внешнем рынке, ведь в Украине активно практикуются импортные поставки нефтепродуктов.
- Мы импортируем нефтепродукты с различных стран. А так как мировые, и в частности европейские котировки на нефть сейчас очень возросли, то нам предлагают нефть для наших НПЗ, а также импортное дизтопливо и бензин по высоким ценам, - рассказал «Острову…» аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. - Энергорынок зависим от событий в мире. Начало изменениям мировых цен на нефть положили события в Египте, а продолжили эту тенденцию революционные волнения в Ливии.
Каким же образом революционные события в Африке повлияли на цену бензина, продаваемого в Украине? По словам экспертов, пусть в Египте не очень развита добыча нефти, но эта страна является импортером (транзит нефти проходит через Суэцкий канал). В результате после египетских волнений цена за баррель нефти увеличилась до $100. Соответственно выросла цена на бензин и дизтопливо. Что касается Ливии, то она производит 2% нефти от общемирового количества, и с началом затяжной революции эта добыча была приостановлена.
- На общем фоне 2% - это не так уж много. Но дело в том, что ливийская нефть поступает на заводы стран ЕС – Италии и Испании. Вследствие этого стоимость барреля нефти повысилась уже до $115, - объяснил Александр Сиренко.
В последний раз такие повышения имели место в 2008 году, когда цена на нефть, в конце концов, достигла $150 за баррель. Вырастут ли цены до такой отметки и в этом году, эксперты пока однозначно не могут сказать.
- Сейчас определенную роль могут сыграть события в Японии. Япония – третья страна в мире по потреблению нефти, которое после землетрясения и его последствий значительно снизилось. Но при этом там увеличился спрос на СПГ (сжиженный природный газ). А газовые котировки зависимы от нефтяных, и наоборот. Поэтому пока сложно что-то прогнозировать. Можно только констатировать, что котировки в данный момент очень нестабильны, - объяснил «Острову…» Александр Сиренко.
Остановись, прекрасное мгновенье
Ситуацию на нефтерынке попыталось взять в свои руки правительство. Была собрана экспертно-аналитическая группа, которая установила предел цен на горючку: стоимость бензина А95 зафиксировали на отметке 9,50 гривен, дизтоплива – 9 гривен. Часть заправок в Украине (в том числе и в Запорожье) этот предел соблюдают, часть и дальше торгуют по цене, превышающей установленную.
- На данный момент в стране 6200 заправок. Из них 1000 работает по ценам, которые превышают потолок, установленный правительством, - отмечает Александр Сиренко.
В связи с этим Николай Азаров намекнул, что АЗС, продающие бензин дороже предельной цены, рискуют быть закрытыми. Представители АЗС в свою очередь заявляют, что 9,50 грн - для них невыгодная цена. Эксперты подтверждают подобные заявления. Так, Александр Сиренко отмечает, что при цене 9,50 гривен за литр бензина заправки работают «в ноль», то есть фактически ничего не зарабатывают. А президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук считает, что 9,50 – слишком низкая цена для импортного бензина, и утверждает, что его реальная стоимость – 10, 20 гривен за литр. В связи с этим он прогнозирует возможный постепенный рост стоимости бензина до 10 гривен и более.
По мнению Александра Сиренко правительство должно вмешиваться в ситуацию на рынке и контролировать происходящее.
- Безусловно, причины для подорожания бензина есть – внешний фактор дал тренд. Но возникает второй вопрос – насколько справедлива величина этого подорожания? Поэтому считаю, что регулировать рынок необходимо - власть должна вести диалог с участниками рынка.
Также известно, что сейчас Антимонопольный комитет Украины заканчивает расследование по ценам на розничном нефтерынке – есть основания предполагать, что ранее они были необоснованно завышены. По словам Александра Сиренко, штраф, который могут «схлопотать» пять операторов в общей сумме составляют 1,5 миллиарда гривен.
Кстати, в последнее время запорожским автомобилистам стала приходить электронная рассылка, призывающая их не покупать бензин на крупнейших заправках города – «УкрТатНафта» и «WOG», мотивируя это тем, что если топливо не будут покупать долгий период, то продавец будет вынужден снижать цены. Вопрос о том, кто автор рассылки – конкуренты или социально активные граждане – остается открытым.
Впереди тупик?
«Остров…» поинтересовался у экспертов, существуют ли какие-нибудь механизмы, с помощью которых можно было бы изменить ситуацию и снизить цены на бензин.
- Этот вопрос нужно было решать еще несколько лет назад, - заявляет Александр Сиренко. - От СССР Украина получила мощную нефтеперерабатывающую отрасль. Но сейчас эту отрасль государство не развивает, поэтому мощность НПЗ снизилась в два раза, вследствие чего мы стали зависимы от импорта и от мировых событий. Вот и получается, что в Мексиканском заливе разбушевался ураган, а в Украине сразу цены поползли вверх.
По словам эксперта, вместо того, чтобы развивать нашу отрасль и «загрузит» нефтью наши заводы, мы поставляем бензин из Израиля, Италии, Турции – то есть тех стран, которые сами его покупают.
- Конечно, импортный бензин тоже нужен, хотя бы для того, чтобы нам было на что ориентироваться и понимать, что такое евростандарт. Кстати, у нашего бензина высокий стандарт (мы выпускаем Евро3 и Евро 4). Правда, нет Евро5, но нужен ли он нам? У нас транспорт, который ездит на Евро 5, не превышает 7% от общего количества транспорта, - заявляет Александр Сиренко.
Как утверждает эксперт, в прошлом году отечественными НПЗ было переработано 11 млн тонн нефти (для сравнения в 2004 году – 22 млн). Процентное соотношение в Украине отечественного и импортного бензина составляет 60 к 40.
Директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн утверждает, что стоимость бензина вполне прозрачна: 60% составляет себестоимость, 30% - налоги, 10% - затраты на логистику, эксплуатационные расходы и маржа (разница между отпускной ценой и себестоимостью) трейдера. Просто команда, которая сегодня у власти, так и не поняла, как функционирует нефтерынок и как им нужно руководить.
- С литра бензина государство зарабатывает на налогах 3, 30 -3, 50 гривен. Если бы правительство согласилось хотя бы временно снизить налоги, бензин стоил бы 8 гривен. А так есть риск, что цена отечественного бензина повысится до 10 гривен, соответственно импортный будет стоить еще дороже.
Первые цветочки
Повышение стоимости бензина уже прочувствовали на себе запорожские автомобилисты. Но вскоре и «безлошадные» жители города узнают, почему фунт счастья. Уже значительно подорожал проезд в такси, а с 1 апреля местные власти обещают увеличение стоимости проезда в общественном транспорте на 50 копеек. На первых порах.
Марина ГАРБУЗ
Комментарии:
нет комментариев