misto.zp.ua

Горючие слезы автолюбителей

С чем связана «лихорадка» цен на бензин и ожидается ли «выздоровление»?

Ценники на запорожских автомобильных заправках продолжают неприятно удивлять. На протяжении двух последних месяцев бензин в Запорожье стабильно дорожал раз в 2-3 дня и сейчас стоимость ходового 95-го подкрадывается к отметке в 10 гривен.

Рожденные революцией

Значительный рывок цен на нефтепродукты произошел как на оптовом рынке, так и в рознице. По утверждениям экспертов, основные факторы роста цен – перипетии на внешнем рынке, ведь в Украине активно практикуются импортные поставки нефтепродуктов.

- Мы импортируем нефтепродукты с различных стран. А так как мировые, и в частности европейские котировки на нефть сейчас очень возросли, то нам предлагают нефть для наших НПЗ, а также импортное дизтопливо и бензин по высоким ценам, - рассказал «Острову…» аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. - Энергорынок зависим от событий в мире. Начало изменениям мировых цен на нефть положили события в Египте, а продолжили эту тенденцию революционные волнения в Ливии.

Каким же образом революционные события в Африке повлияли на цену бензина, продаваемого в Украине? По словам экспертов, пусть в Египте не очень развита добыча нефти, но эта страна является импортером (транзит нефти проходит через Суэцкий канал). В результате после египетских волнений цена за баррель нефти увеличилась до $100. Соответственно выросла цена на бензин и дизтопливо. Что касается Ливии, то она производит 2% нефти от общемирового количества, и с началом затяжной революции эта добыча была приостановлена.

- На общем фоне 2% - это не так уж много. Но дело в том, что ливийская нефть поступает на заводы стран ЕС – Италии и Испании. Вследствие этого стоимость барреля нефти повысилась уже до $115, - объяснил Александр Сиренко.

В последний раз такие повышения имели место в 2008 году, когда цена на нефть, в конце концов, достигла $150 за баррель. Вырастут ли цены до такой отметки и в этом году, эксперты пока однозначно не могут сказать.

- Сейчас определенную роль могут сыграть события в Японии. Япония – третья страна в мире по потреблению нефти, которое после землетрясения и его последствий значительно снизилось. Но при этом там увеличился спрос на СПГ (сжиженный природный газ). А газовые котировки зависимы от нефтяных, и наоборот. Поэтому пока сложно что-то прогнозировать. Можно только констатировать, что котировки в данный момент очень нестабильны, - объяснил «Острову…» Александр Сиренко.

Остановись, прекрасное мгновенье

Ситуацию на нефтерынке попыталось взять в свои руки правительство. Была собрана экспертно-аналитическая группа, которая установила предел цен на горючку: стоимость бензина А95 зафиксировали на отметке 9,50 гривен, дизтоплива – 9 гривен. Часть заправок в Украине (в том числе и в Запорожье) этот предел соблюдают, часть и дальше торгуют по цене, превышающей установленную.

- На данный момент в стране 6200 заправок. Из них 1000 работает по ценам, которые превышают потолок, установленный правительством, - отмечает Александр Сиренко.

В связи с этим Николай Азаров намекнул, что АЗС, продающие бензин дороже предельной цены, рискуют быть закрытыми. Представители АЗС в свою очередь заявляют, что 9,50 грн - для них невыгодная цена. Эксперты подтверждают подобные заявления. Так, Александр Сиренко отмечает, что при цене 9,50 гривен за литр бензина заправки работают «в ноль», то есть фактически ничего не зарабатывают. А президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук считает, что 9,50 – слишком низкая цена для импортного бензина, и утверждает, что его реальная стоимость – 10, 20 гривен за литр. В связи с этим он прогнозирует возможный постепенный рост стоимости бензина до 10 гривен и более.

По мнению Александра Сиренко правительство должно вмешиваться в ситуацию на рынке и контролировать происходящее.

- Безусловно, причины для подорожания бензина есть – внешний фактор дал тренд. Но возникает второй вопрос – насколько справедлива величина этого подорожания? Поэтому считаю, что регулировать рынок необходимо - власть должна вести диалог с участниками рынка.

Также известно, что сейчас Антимонопольный комитет Украины заканчивает расследование по ценам на розничном нефтерынке – есть основания предполагать, что ранее они были необоснованно завышены. По словам Александра Сиренко, штраф, который могут «схлопотать» пять операторов в общей сумме составляют 1,5 миллиарда гривен.

Кстати, в последнее время запорожским автомобилистам стала приходить электронная рассылка, призывающая их не покупать бензин на крупнейших заправках города – «УкрТатНафта» и «WOG», мотивируя это тем, что если топливо не будут покупать долгий период, то продавец будет вынужден снижать цены. Вопрос о том, кто автор рассылки – конкуренты или социально активные граждане – остается открытым.

Впереди тупик?

«Остров…» поинтересовался у экспертов, существуют ли какие-нибудь механизмы, с помощью которых можно было бы изменить ситуацию и снизить цены на бензин.

- Этот вопрос нужно было решать еще несколько лет назад, - заявляет Александр Сиренко. - От СССР Украина получила мощную нефтеперерабатывающую отрасль. Но сейчас эту отрасль государство не развивает, поэтому мощность НПЗ снизилась в два раза, вследствие чего мы стали зависимы от импорта и от мировых событий. Вот и получается, что в Мексиканском заливе разбушевался ураган, а в Украине сразу цены поползли вверх.

По словам эксперта, вместо того, чтобы развивать нашу отрасль и «загрузит» нефтью наши заводы, мы поставляем бензин из Израиля, Италии, Турции – то есть тех стран, которые сами его покупают.

- Конечно, импортный бензин тоже нужен, хотя бы для того, чтобы нам было на что ориентироваться и понимать, что такое евростандарт. Кстати, у нашего бензина высокий стандарт (мы выпускаем Евро3 и Евро 4). Правда, нет Евро5, но нужен ли он нам? У нас транспорт, который ездит на Евро 5, не превышает 7% от общего количества транспорта, - заявляет Александр Сиренко.

Как утверждает эксперт, в прошлом году отечественными НПЗ было переработано 11 млн тонн нефти (для сравнения в 2004 году – 22 млн). Процентное соотношение в Украине отечественного и импортного бензина составляет 60 к 40.

Директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн утверждает, что стоимость бензина вполне прозрачна: 60% составляет себестоимость, 30% - налоги, 10% - затраты на логистику, эксплуатационные расходы и маржа (разница между отпускной ценой и себестоимостью) трейдера. Просто команда, которая сегодня у власти, так и не поняла, как функционирует нефтерынок и как им нужно руководить.

- С литра бензина государство зарабатывает на налогах 3, 30 -3, 50 гривен. Если бы правительство согласилось хотя бы временно снизить налоги, бензин стоил бы 8 гривен. А так есть риск, что цена отечественного бензина повысится до 10 гривен, соответственно импортный будет стоить еще дороже.

Первые цветочки

Повышение стоимости бензина уже прочувствовали на себе запорожские автомобилисты. Но вскоре и «безлошадные» жители города узнают, почему фунт счастья. Уже значительно подорожал проезд в такси, а с 1 апреля местные власти обещают увеличение стоимости проезда в общественном транспорте на 50 копеек. На первых порах.

Марина ГАРБУЗ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |