misto.zp.ua

Дымовая завеса

Сигаретам в Украине публично бросили вызов. Но табачный бизнес обходит запреты

Пятнадцать депутатов Верховной Рады предлагают полностью запретить рекламу сигарет. Зачем? Разве она уже не запрещена на телевидении, радио, страницах газет и журналов, на транспорте, в помещениях и на улице? Запрещена. Но этот бизнес во всем мире учится проскальзывать между красными флажками.

ЧЕГО МЫ НЕ ЗАМЕЧАЕМ? …«Две пачки «Честерфилд». — «Что?» — «Две пачки «Честерфилд»! Принесите и впустим!» — монотонно бубнил охранник у входа на концерт популярной украинской группы Esthetic Education.

В кассах расположенного рядом супермаркета — огромные очереди и ящики с блоками сигарет. Девушка-кассир продает по две пачки в руки. Всем — и пожилым рокерам, и четырнадцатилетним девочкам.

Из Закона «О рекламе»: «Реклама табачных изделий, реклама знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, запрещается с помощью мероприятий рекламного характера (кроме специальных выставочных мероприятий табачных изделий)».

«Мне пришло письмо от Chesterfield, в нем сообщали, что я стал победителем акции «День Че» и выиграл арт-ноутбук и арт-флэшку», — рассказывает Василий Косый из сети «ОПОРА», выслеживающей рекламу табака в Украине. «Чтобы узнать, как получить свои призы, я начал звонить на «горячую линию» компании, но мне никто не ответил. Зато недавно от той же марки на «мейл» пришло приглашение принять участие в «Фестивале снов» и выиграть 2520 призов», — добавляет он.

Мы проверили, какие акции такого рода проводятся прямо сейчас. При этом выбрали марки лишь пяти сигарет, чаще всего фигурировавших в отчетах «ОПОРЫ». Акции прямо сегодня проводят все пять. Winston — сразу две.

ЧЕГО ЭТО СТОИТ? «От заболеваний, вызванных курением, в Украине умрет более половины курильщиков. По информации базы данных «Здоровье для всех», в 2005 году в Украине 56 процентов всех причин смертности были связаны с табакокурением». Это не цитата из фильма ужасов, а данные из официального отчета Всемирного банка, посвященного здоровью в Украине.

В рейтинге факторов, вызывающих больше всего болезней, табакокурение опережает даже алкоголь. Оно — бронзовый призер после повышенного давления и высокого уровня холестерина.

С сигаретами сотрудничают четверо из десяти главных убийц украинцев: ишемическая болезнь сердца, болезнь сосудов мозга, хронические заболевания легких, рак трахеи, бронхов, легких.

При этом последние данные свидетельствуют, что ежегодно курильщиков в Украине становится все больше: женщин в среднем до двух процентов в год, мужчин — три-четыре процента. Мужчины больше курят на востоке, женщины — на юге и в Киеве. Украинские мужчины по доле курильщиков обогнали весь европейский регион, женщины — страны СНГ. Это цифры из свежего отчета Минздрава и ВОЗ.

Международное исследование «Здоровье и поведенческая ориентация учащейся молодежи», в котором Украина участвовала в 2005-2006 годах, показало, что среди наших десятиклассников и первокурсников курят 420 из тысячи юношей и 260 из тысячи девушек.

ПОЧЕМУ ТАК СЛУЧИЛОСЬ? По оценке Tobacco-Free Kids, мощной международной организации, борющейся с табакокурением, первая причина — дешевизна сигареты. Это подтверждают расчеты ВОЗ и Минздрава: «В 1999-2006 годах инфляция составила 98 процентов, а цены на сигареты выросли только на 16,7 процента. Возможно, это было главным фактором роста распространенности курения в последние годы».

Ситуация начала улучшаться лишь с кризисом. Из-за падения поступлений от налогов правительство начало быстро повышать акцизы на сигареты. С 2008 года стоимость пачки выросла вдвое. Вторая причина — эффективная реклама. Разделив украинский рынок между собой, мировые бренды принесли сюда апробированные во всем мире технологии завоевания покупателей.

Первый — спонсорство спортивных игр, музыкальных и других культурных мероприятий. Вот откуда три крупных фестиваля за три месяца.

Второй — поп-культура и эксклюзивные мероприятия. «Табачная промышленность использует гламурную молодежь как «послов бренда», чтобы продавать и рекламировать свои товары», — пишут в отчете Tabacoo-Free Kids. В этом году неделю моды Ukrainian Fashion Week спонсирует Glamour. На вечеринке Godskitchen Urban Wave, которую, по данным Tobacco-Free Kids, посетило 15 тысяч человек, обслуживающий персонал был одет в брендовые костюмы Camel.

Третий — распространение рекламы через интернет и мобильные телефоны. Почти каждая табачная марка имеет собственный украиноязычный сайт. Реклама через интернет в Законе «О рекламе» не запрещена.

Четвертый — продажа сигарет в вашем районе. Табачные компании разрисовали и нанесли орнамент своей продукции на стены зданий, автомобили и вывески.

Пятый — ориентация на женщин и детей. «Табачная промышленность влияет на женщин, используя соблазнительные изображения жизненной силы, изящества, эмансипации, изысканности и сексуальной привлекательности. Также создаются женские марки сигарет — к примерам можно отнести Glamour и Vogue, а особенно тонкие, легкие, красочные или ментоловые сигареты», — пишут Тabacco-Free Kids. Вспоминаете своих изящно курящих знакомых?

Шестой прием — точки продаж. Как раз здесь рекламу можно размещать сколько хочешь. Это могут быть как обычные плакаты, так и подставки или блюдца для денег. Рядом с пунктами продажи проводятся промо-ак-ции и выставки. Это называется BTL-реклама. А сама реклама размещается на уровне глаз.

Седьмой прием — включение в бренд новых категорий товаров и услуг. Табачная промышленность использует свои ТМ для изготовления продукции, не имеющей отношения к табаку. Одежду, аксессуары, настенные часы, канцелярию, тарелки для денег в магазинах, подставки под горячее.

Восьмой прием — игры и конкурсы. «Табачники» спонсируют конкурсы, провоцирующие купить сигареты, чтобы принять в них участие.

Наконец, последний — сигареты бесплатно. «Сигаретные девушки», нанятые табачными компаниями, чтобы раздавать продукцию, побуждают людей попробовать бесплатные образцы», — пишут в отчете Tobacco-Free Kids.

ЧТО ДЕЛАЕТ ВЛАСТЬ? 15 депутатов, предлагающих полностью запретить рекламу сигарет, представляют четыре из пяти фракций парламента: П Р, БЮТ, НУНС и КПУ. Среди них нет только Блока Литвина.

Проект запрещает рекламу табака через обычную и электронную почту, мобильный телефон, в интернете, развлекательных заведениях и автомобилях, спонсировать мероприятия и проводить информационные кампании с целью профилактики курения среди населения при поддержке производителей сигарет.

Еще законопроект — за запрет проводить различные игры, лотереи, конкурсы, события, прямо или косвенно связанные с табачными изделиями, если условие участия — покупка сигарет или их употребление. Нельзя будет предлагать бонусы, премии, возврат наличных.

Также запретят размещать рекламу сигарет в местах, где они продаются. Может быть только один плакат размером не более 40 на 30 сантиметров с текстовой информацией об имеющихся сигаретах и ценах на них. За нарушение этих запретов предусматривается штраф от 30 тысяч до 50 тысяч гривень за каждый факт нарушения.

ЭТО СОВПАДАЕТ С РЕКОМЕНДАЦИЕЙ Всемирного банка. Первый из десяти его советов как улучшить здоровье украинцев — полностью запретить рекламу, повысить налоги на табачные изделия и проводить антитабачную кампанию в школах. Что это даст? Исследования в 22 странах показали, что полный запрет рекламы снизил употребление табака на 6,3 процента. Если предположить, что сейчас в Украине курит 41 процент населения (по данным последнего исследования) — это 19 миллионов курящих: 6,3 процента от 19 миллионов — это 1188756 человек, которые спасутся от табакозависимости.

В последний раз рекламу ограничивали в марте прошлого года. Инициатором выступил депутат от БЮТ Николай Томенко. Тогда парламентарии решили, что рекламы сигарет не будет ни на транспорте, ни в помещениях, ни на улице. Также выгнали табачных рекламодателей со страниц газет и журналов.

Анна ДИДОРА, Александр АКИМЕНКО, бюро журналистских расследований «Свідомо» для «Острова Свободы»


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
МІГ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |