Сигаретам в Украине публично бросили вызов. Но табачный бизнес обходит запреты
Пятнадцать депутатов Верховной Рады предлагают полностью запретить рекламу сигарет. Зачем? Разве она уже не запрещена на телевидении, радио, страницах газет и журналов, на транспорте, в помещениях и на улице? Запрещена. Но этот бизнес во всем мире учится проскальзывать между красными флажками.
ЧЕГО МЫ НЕ ЗАМЕЧАЕМ? …«Две пачки «Честерфилд». — «Что?» — «Две пачки «Честерфилд»! Принесите и впустим!» — монотонно бубнил охранник у входа на концерт популярной украинской группы Esthetic Education.
В кассах расположенного рядом супермаркета — огромные очереди и ящики с блоками сигарет. Девушка-кассир продает по две пачки в руки. Всем — и пожилым рокерам, и четырнадцатилетним девочкам.
Из Закона «О рекламе»: «Реклама табачных изделий, реклама знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, запрещается с помощью мероприятий рекламного характера (кроме специальных выставочных мероприятий табачных изделий)».
«Мне пришло письмо от Chesterfield, в нем сообщали, что я стал победителем акции «День Че» и выиграл арт-ноутбук и арт-флэшку», — рассказывает Василий Косый из сети «ОПОРА», выслеживающей рекламу табака в Украине. «Чтобы узнать, как получить свои призы, я начал звонить на «горячую линию» компании, но мне никто не ответил. Зато недавно от той же марки на «мейл» пришло приглашение принять участие в «Фестивале снов» и выиграть 2520 призов», — добавляет он.
Мы проверили, какие акции такого рода проводятся прямо сейчас. При этом выбрали марки лишь пяти сигарет, чаще всего фигурировавших в отчетах «ОПОРЫ». Акции прямо сегодня проводят все пять. Winston — сразу две.
ЧЕГО ЭТО СТОИТ? «От заболеваний, вызванных курением, в Украине умрет более половины курильщиков. По информации базы данных «Здоровье для всех», в 2005 году в Украине 56 процентов всех причин смертности были связаны с табакокурением». Это не цитата из фильма ужасов, а данные из официального отчета Всемирного банка, посвященного здоровью в Украине.
В рейтинге факторов, вызывающих больше всего болезней, табакокурение опережает даже алкоголь. Оно — бронзовый призер после повышенного давления и высокого уровня холестерина.
С сигаретами сотрудничают четверо из десяти главных убийц украинцев: ишемическая болезнь сердца, болезнь сосудов мозга, хронические заболевания легких, рак трахеи, бронхов, легких.
При этом последние данные свидетельствуют, что ежегодно курильщиков в Украине становится все больше: женщин в среднем до двух процентов в год, мужчин — три-четыре процента. Мужчины больше курят на востоке, женщины — на юге и в Киеве. Украинские мужчины по доле курильщиков обогнали весь европейский регион, женщины — страны СНГ. Это цифры из свежего отчета Минздрава и ВОЗ.
Международное исследование «Здоровье и поведенческая ориентация учащейся молодежи», в котором Украина участвовала в 2005-2006 годах, показало, что среди наших десятиклассников и первокурсников курят 420 из тысячи юношей и 260 из тысячи девушек.
ПОЧЕМУ ТАК СЛУЧИЛОСЬ? По оценке Tobacco-Free Kids, мощной международной организации, борющейся с табакокурением, первая причина — дешевизна сигареты. Это подтверждают расчеты ВОЗ и Минздрава: «В 1999-2006 годах инфляция составила 98 процентов, а цены на сигареты выросли только на 16,7 процента. Возможно, это было главным фактором роста распространенности курения в последние годы».
Ситуация начала улучшаться лишь с кризисом. Из-за падения поступлений от налогов правительство начало быстро повышать акцизы на сигареты. С 2008 года стоимость пачки выросла вдвое. Вторая причина — эффективная реклама. Разделив украинский рынок между собой, мировые бренды принесли сюда апробированные во всем мире технологии завоевания покупателей.
Первый — спонсорство спортивных игр, музыкальных и других культурных мероприятий. Вот откуда три крупных фестиваля за три месяца.
Второй — поп-культура и эксклюзивные мероприятия. «Табачная промышленность использует гламурную молодежь как «послов бренда», чтобы продавать и рекламировать свои товары», — пишут в отчете Tabacoo-Free Kids. В этом году неделю моды Ukrainian Fashion Week спонсирует Glamour. На вечеринке Godskitchen Urban Wave, которую, по данным Tobacco-Free Kids, посетило 15 тысяч человек, обслуживающий персонал был одет в брендовые костюмы Camel.
Третий — распространение рекламы через интернет и мобильные телефоны. Почти каждая табачная марка имеет собственный украиноязычный сайт. Реклама через интернет в Законе «О рекламе» не запрещена.
Четвертый — продажа сигарет в вашем районе. Табачные компании разрисовали и нанесли орнамент своей продукции на стены зданий, автомобили и вывески.
Пятый — ориентация на женщин и детей. «Табачная промышленность влияет на женщин, используя соблазнительные изображения жизненной силы, изящества, эмансипации, изысканности и сексуальной привлекательности. Также создаются женские марки сигарет — к примерам можно отнести Glamour и Vogue, а особенно тонкие, легкие, красочные или ментоловые сигареты», — пишут Тabacco-Free Kids. Вспоминаете своих изящно курящих знакомых?
Шестой прием — точки продаж. Как раз здесь рекламу можно размещать сколько хочешь. Это могут быть как обычные плакаты, так и подставки или блюдца для денег. Рядом с пунктами продажи проводятся промо-ак-ции и выставки. Это называется BTL-реклама. А сама реклама размещается на уровне глаз.
Седьмой прием — включение в бренд новых категорий товаров и услуг. Табачная промышленность использует свои ТМ для изготовления продукции, не имеющей отношения к табаку. Одежду, аксессуары, настенные часы, канцелярию, тарелки для денег в магазинах, подставки под горячее.
Восьмой прием — игры и конкурсы. «Табачники» спонсируют конкурсы, провоцирующие купить сигареты, чтобы принять в них участие.
Наконец, последний — сигареты бесплатно. «Сигаретные девушки», нанятые табачными компаниями, чтобы раздавать продукцию, побуждают людей попробовать бесплатные образцы», — пишут в отчете Tobacco-Free Kids.
ЧТО ДЕЛАЕТ ВЛАСТЬ? 15 депутатов, предлагающих полностью запретить рекламу сигарет, представляют четыре из пяти фракций парламента: П Р, БЮТ, НУНС и КПУ. Среди них нет только Блока Литвина.
Проект запрещает рекламу табака через обычную и электронную почту, мобильный телефон, в интернете, развлекательных заведениях и автомобилях, спонсировать мероприятия и проводить информационные кампании с целью профилактики курения среди населения при поддержке производителей сигарет.
Еще законопроект — за запрет проводить различные игры, лотереи, конкурсы, события, прямо или косвенно связанные с табачными изделиями, если условие участия — покупка сигарет или их употребление. Нельзя будет предлагать бонусы, премии, возврат наличных.
Также запретят размещать рекламу сигарет в местах, где они продаются. Может быть только один плакат размером не более 40 на 30 сантиметров с текстовой информацией об имеющихся сигаретах и ценах на них. За нарушение этих запретов предусматривается штраф от 30 тысяч до 50 тысяч гривень за каждый факт нарушения.
ЭТО СОВПАДАЕТ С РЕКОМЕНДАЦИЕЙ Всемирного банка. Первый из десяти его советов как улучшить здоровье украинцев — полностью запретить рекламу, повысить налоги на табачные изделия и проводить антитабачную кампанию в школах. Что это даст? Исследования в 22 странах показали, что полный запрет рекламы снизил употребление табака на 6,3 процента. Если предположить, что сейчас в Украине курит 41 процент населения (по данным последнего исследования) — это 19 миллионов курящих: 6,3 процента от 19 миллионов — это 1188756 человек, которые спасутся от табакозависимости.
В последний раз рекламу ограничивали в марте прошлого года. Инициатором выступил депутат от БЮТ Николай Томенко. Тогда парламентарии решили, что рекламы сигарет не будет ни на транспорте, ни в помещениях, ни на улице. Также выгнали табачных рекламодателей со страниц газет и журналов.
Анна ДИДОРА, Александр АКИМЕНКО, бюро журналистских расследований «Свідомо» для «Острова Свободы»
Комментарии:
нет комментариев