«Остров…» посягнул на главную достопримечательность Запорожья, и узнал, как власть реагирует на попытки местных экстремистов разрушить плотину.
14 марта мир отмечает День борьбы с плотинами. В 1997 году в Бразилии состоялась первая международная конференция, посвященная общественному противодействию строительству плотин. С тех пор эти конференции стали регулярными, и объединили 20 стран, среди которых есть и наши соседи россияне. А вот Украина в этот список не попала. «Острову…» стало за державу обидно, и мы решили проверить, можно ли в Запорожье бороться с плотиной.
Специалисты утверждают, что плотины на реках наносят большой вред экологии, они меняют температуру воды и ее химический состав. Ученые обеспокоены тем, что гидростроения становятся причинами наводнений, распространения заболеваний и заболоченности. В Национальном Экологическом Центре Украины согласны с тем, что вред существует, но и дают объяснение тому, почему в Украине движение против плотин не так ярко выражено как в России.
- У нас пока не планируется строительство больших плотин, - рассказала «Острову…» Ирина Головко, Национальный координатор «CEE Bankwatch Network» в Украине в области энергетики. – Но в любом случае, при строительстве плотины полностью разрушается экосистема реки – в водохранилище создаются совсем другие условия, в которых не способны выжить виды живых организмов, которые привыкли к жизни в проточной воде. К тому же, из-за необходимости наполнять водохранилище падает объем стока, который может приводить к обмелению русла, особенно в засушливые периоды. Могу вам сказать, что сейчас разрабатывается план о строительстве плотин на Карпатских речках.
В поисках единомышленников
В Запорожье негде строить еще одну плотину – тогда уж точно можно было устроить всем желающим массовые протесты. Но ведь есть Днепрогэс. «Остров…» решил проверить, возможно ли зарегистрировать некую общественную организацию, с абсурдными намерениями разрушения отечественной реликвии. Название будущей организации мы придумали очень оригинальное – «Без плотин», как и девиз - «Оставьте реки бобрам!». Вдохновили нас российские коллеги, к которым мы и обратились за помощью – их организация действует уже давно.
- Нас 11 человек, и мы очень хотим бороться с плотинами, как и ваши активисты. С чего нам начать?
- Не нужно ничего, кроме горячего желания, - ответили нам представители информационно-экологического проекта. – Мы создаем бурные дискуссии в ЖЖ, в прошлом году договорились с местным музеем и устроили фотовыставку, лекции, встречу с переселенцами.
Без плотин, так без плотин
Как оказалось, российские активисты воюют с теми плотинами, которые еще не построены, а нам, «запорожским активистам», пришло в голову выяснить, как бороться с действующей ГЭС. В 2009 году запорожцы были намерены отбежать от ДнепроГЭСа подальше - якобы девушка-экстрасенс предсказала, что «будет много воды». Однако воды не было, а город захлестнуло слухами о скором разрушении дамбы. А тут еще и вероятные экстремисты могут подключиться к делу упрощения речной навигации.
Общественную организацию нужно зарегистрировать. «Остров…» обратился в Главное управление юстиции в Запорожской области:
- Добрый день, меня зовут Алена, я бы хотела зарегистрировать общественную некоммерческую организацию «Без плотин». Нас 11 человек и мы хотим с кайлом в руках бороться за демонтаж запорожской плотины, потому что она опасная.
Нас очень внимательно слушали, и отнеслись серьезно. При этом решили посмотреть на нелепых активистов, поэтому отказались нас консультировать, и пригласили на прием.
- А шансы хоть у нас есть с такими целями зарегистрироваться?
После недолгой паузы, нам дали ответ:
- Нужно будет подумать, а лучше пообщаться с вами лично.
Надеемся, санитарам больницы для душевнобольных, которых, наверняка, вызвали ко времени прибытия «экстремистов» в управление, недолго пришлось ждать новых клиентов.
Можно, если осторожно
Следующей «жертвой» неугомонных активистов стало управление градостроения в городском совете. Интересно было услышать реакцию властей на подрывные заявления.
- Добрый день. Мы представляем общественную организацию «Без плотин». Мы уже давно пишем письма в Министерства и требуем демонтажа плотины. Хотели бы узнать, что думает руководство управления о нашей миссии.
Нас слушали не перебивая, а потом переспросили:
- «Без плотин»?!
- Да, мы давно и активно с ними боремся.
- Ну тогда вы лучше позвоните по этому номеру… А вообще, сейчас все на оперативке.
«Остров…» не унимался. В борьбе за спасение бобров и прочих тварей речных, мы позвонили на режимный объект – на Днепрогэс. В приемной к нам отнеслись приветливо, словно уже привыкли к тому, что кто-то постоянно хочет избавиться от плотины. И готовы были соединить с руководством, если бы не его занятость.
Но если предположить, что мы зарегистрировались, то нужно делать первые шаги. Теперь «Остров…» решил привлекать к себе всех остальных «экологических активистов», и позвонил в один из запорожских музеев, чтобы узнать, допустят ли нас к руководству с нашими радикальными идеями:
- Добрый день, мы организация «Без плотин», и хотим привлечь к себе сторонников. Можно мы в вашем здании соберем запорожские экологические организации и прочитаем им лекции о том, как опасны плотины, и что они не нужны?
Нас слушали так же внимательно, как в других учреждениях, и хотя в начале замешкались, все-таки сказали что «в принципе это возможно», но нужно обсудить все детали. А так как на «детали» у нас не было ни полномочий, ни документации, «Острову…» пришлось отступить. Хотя с призывами взорвать плотину мы бы скорее оказались где-нибудь на допросе.
Как оказалось, одна фраза о том, что мы боремся не просто так, а «за экологию» внушает всем уважение. Поэтому при желании зарегистрировать можно даже самые нелепые организации. И, разумеется, «Остров…» не собирается разбирать плотину, бобрам придется подождать лучших времен.
Алена ХРОМЕНКО
Комментарии:
нет комментариев