Биологически активные добавки продают как лекарства. Минздрав особо на переживает
Увидели рекламу чудодейственного препарата? Осторожно. Большая вероятность, что вам под видом лекарства продают биологически активную добавку (БАД). Она может помочь от мартовского авитаминоза, но не больше. Разве что вы думаете о собственном деле, ведь продажа «БАДов» — урок триумфального маркетинга.
КАК ОНИ НАХОДЯТ КЛИЕНТОВ? Однажды нам позвонил Андрей (имя изменено, — ред.), чтобы рассказать о мошенничестве, в котором сам участвовал. Он продавал биологически активные добавки по телефону. Уволился по собственному желанию.
«Когда я устраивался на работу, менеджер завела меня в отдельную комнату и сразу созналась: «Ты здесь можешь заработать большие деньги. Мы — аферисты». Андрей листает толстую записную книжку с инструкцией, как разговаривать с теми, кто заинтересовался рекламой.
«Чем хуже со здоровьем, тем лучше для оператора, — рассказал Андрей. — «Колл-центр» занимал три комнаты. Там могло быть до 20 операторов одновременно. И ни один не имел медоб-разования. Но перед каждым — распечатанный справочник, в котором общие фразы о препарате и — на нескольких страницах — описание болезней. Когда говоришь, что ты врач, вероятность, что человек приобретет препарат, возрастает вдвое».
КАК УСТАНАВЛИВАЮТ ЦЕНУ? Из рассказа Андрея: «Цена препарата зависит от того, насколько оценит ваш голос оператор. Если слышишь, что бабка звонит по телефону, старенькая, бедненькая, вот ей один за 600, максимум два за 1200. Она тебе две пенсии наскребет. А есть такие, которых можно разводить. Как только слышишь, что начальник, при деньгах, опа! — сразу же можно цену варьировать. Только что я их продал за 1200, тут же продал такие же за 5200».
Из эксперимента «Свідомо»: «Я бизнесмен, проблем с деньгами не имею. Мы сейчас готовы отдать все, чтобы вылечить жену от рака». Через три часа в двери бюро позвонил парень. Темная
куртка, крепкое телосложение, прическа «ежик», в руке — белый пакет. Больше похож на члена молодежной банды. Парень выложил на стол разноцветные баночки с надписями Bee Royal, Exclzyme EN, Norwegian Kelp GP и папку с документами. Я рассмотрел добавки и пошел в соседнюю комнату «за деньгами». Вернулся с фотоаппаратом и грозным голосом сказал: «Денег не заплачу, я журналист. Мы сфотографируем ваши препараты и скопируем ваши документы». Парень стал вести себя как задержанный. «А что я, а я ничего не знаю». Мы все сфотографировали и попрощались с гостем.
В ПАПКЕ БЫЛ СЕРТИФИКАТ, выданный Госкомитетом Украины по вопросам техрегулирования и потребполитики. В нем написано, что владелец диетических добавок — ЧП Гончарова В.Ф. из Харькова. На отдельном листочке, очевидно, символизировавшем чек, было указано, что обмену и возврату товар не подлежит.
На баночках указан производитель — американская компания Garden State Nutritionals. Показания: дефицит витаминов (особенно каротина) и минералов, нарушение питания, ослабление иммунитета, общая слабость, снижение работоспособности, расстройство пищеварения, нарушение обмена веществ и т.д.
И ни слова о раке! Какой рак, ни одна болезнь не по силам биологически активным добавкам. Так утверждает завлабораторией Института гигиены и медицинской экологии имени Марзеева Мария Гулич: «БАДы не лечат. Это откровенное мошенничество. В составе БАДов есть хорошие компоненты. Я бы и сама такие употребляла. Но они не лечат!»
ЧТО ДЕЛАЕТ МИЛИЦИЯ? На БАДах в МВД специализируется
главный специалист департамента уголовного розыска по борьбе с мошенничеством Ни-
колай Рощин. На встречу принес две худеньких папки. Там — дела о продаже БАДов под видом лекарств.
«Продавец находится в одном месте, фирма-рекламодатель — в другом, курьерская служба — в третьем, курьер в четвертом. Доказать, что это преступление, сложно», — говорит он.
За прошлый год в его департамент с подобными жалобами обратилось больше ста людей. Возбудили четыре дела. Одно — по факту смерти жительницы Кировоградской области. Ее сестра потратила на добавки 154 тысячи гривень. В «колл-центре» обещали лечение от сахарного диабета и инсульта. Дело сейчас в одном из киевских судов.
Рекламу сестра умершей видела на «Первом национальном». Рощин написал туда письмо с просьбой предоставить информацию о заказчиках рекламы. Ответ: «Информация о субъектах, заказывавших рекламу БАДов на телеканалах НТКУ, отсутствует».
ЧТО ДЕЛАЕТ МИНЗДРАВ? Закон требует от продавцов БАДов согласовывать текст рекламы с Минздравом. Сколько согласований было выдано? С 2005 по 2009 годы — 16.
Что Министерство делает, чтобы недобросовестной рекламы добавок не было? Напоминает об административной и криминальной ответственности.
Что делают медиа и Госпотреб-стандарт? Как объяснил профессиональный юрист в сфере медиа Александр Бурмагин, СМИ не имеют права публиковать не согласованную в Минздраве рекламу диетических добавок. Свидетельство о согласовании должен предоставить рекламодатель. Если он этого не делает, и медиа, и рекламодатели, могут быть оштрафованы Госпотребстандартом на сумму, в пять раз превышающую стоимость рекламы.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЛЮДЯМ? «Если вместо лечения назначаются БАДы, за это нужно наказывать. А если
БАДы назначаются как дополнительное средство, в этом нет ничего плохого», — авторитетным голосом говорит председатель Всеукраинской ассоциации производителей и дистрибьюторов БАДов Сергей Гулый, и дает советы, как не стать жертвой аферистов.
Во-первых, открыть интернет или энциклопедии и узнать больше о препарате. Во-вторых, обратиться к врачу и спросить его мнение. В-третьих, не покупать добавку по телефону, а только в аптеке или специализированном магазине.
…Мы разыскали представительство Garden State Nutritionals в Украине. Нашли специализированную аптеку: цены там оказались в ВОСЕМЬ РАЗ дешевле, чем продают через «колл-центр».
Из рассказа Андрея: «Афера в том, что эти препараты дешевые. Мы же их продаем в десять, пятнадцать, двадцать раз дороже, просто преувеличивая их лечебное воздействие. Это уже талант оператора, талант того, кто будет общаться…»
Александр АКИМЕНКО, бюро журналистских расследований «Свідомо»
Комментарии:
нет комментариев