Три цифры, озвученных в ноябре прошлого года инициаторами программы «Покупай запорожское!», действительно заставили задуматься. В типичном небольшом магазине Запорожья из 15 тысяч видов товара только 60 позиций (0,4 процента) — запорожские. Тогда нас призвали: «Будьте патриотами, покупайте запорожское!» Нашим патриотизмом мы действительно поможем заработать. Но не только запорожским товаропроизводителям.
Программу
Позже появятся специальные ценники на запорожских товарах с логотипом «Покупай запорожское!». Если все эти мероприятия нас убедят и мы дружно будем покупать наше, то увеличим объемы производства запорожских товаров, появятся новые рабочие места, вырастут зарплаты, пополнится местный бюджет…
Но я, например, придя в любимый супермаркет, не могу купить то, чего не вижу, в частности, запорожские товары. Почему?
Ведь местных товаропроизводителей по пальцам не пересчитать. Нас вполне могут кормить, поить, обувать, одевать, мыть, нам строят, чистят, делают мебель, возят… «Мида», «Селена», «Сладко», «Крем Розет», «Юд-жения», «Кремнийполимер»… А «Запорожсталь», «Айс», «Урожай»? Это лишь небольшая часть известных брендов. Мы все их знаем, да и видим — только редко. Куда уходит остальная часть запорожских товаров?
Предприятия покрупнейзанимаются экспортом продукции за границу. Например, та же «Селена», по словам председателя ее правления Юрия Ружина, 80 процентов одежды экспортирует в Европу. Еще мы занимаем рынки в других регионах. Перед мелкими и средними товаропроизводителями стоит другая проблема: осваивая местный рынок, они не могут зайти в крупные торговые сети, где, по сути, делают покупки 70 процентов граждан. «Чтобы войти в супермаркет, нужны очень большие суммы, — говорит и.о. начальника отдела сбыта ООО «Балта» (ТМ «Крини-ця») Оксана Логвиненко. — Для нас, местных товаропроизводителей, нет скидок, напротив, мы должны оплачивать всякие бонусы. Когда кредитования нет, работать с супермаркетами могут немногие. Мы работали с крупными торговыми сетями, но у нас, в основном, розничная торговля. Руководство неоднократно обращалось к городской власти по поводу помощи местным товаропроизводителям, введению каких-то льгот для нас, но безрезультатно».
Вместо того, чтобы решать проблему с заходом в супермаркеты, «Покупай запорожское!» будет работать все с теми же маленькими магазинчиками, где запорожское есть. Что изменится для таких местных производителей? Ничего.
А вот для предприятий покрупнее результат будет — это отличный вариант урезать обычный рекламный бюджет (15 тысяч гривень в месяц) до двух-трех. Поэтому именно маркетинговая стратегия больше всего заинтересовала предпринимателей, пожелавших войти в клуб товаропроизводителей. «Сообща можно сделать то же самое, только за меньшую сумму. По нашим оценкам, общая реклама под общим логотипом будет вчетверо дешевле», — говорит Ирина Лех.
Чтобы вступить в этот клуб, надо немного: быть запорожским товаропроизводителем и платить взносы. Сначала небольшие. «Все будет зависеть от количества предпринимателей в клубе. Если их будет десять, то по 10 000 гривень, если 100 — по тысяче, условно говоря. Мы изначально решили, что членский взнос должен быть, но еще не определили сумму. Сначала это будут не заоблачные цифры. Например, сейчас это 2000 гривень», — говорит Ирина Лех.
Если сейчас эти суммы приемлемы, то дальше, по мнению предпринимателей, не пожелавших вступать в клуб, они будут постоянно расти: «Сейчас в этот клуб приглашают всех, и взносы там небольшие, — говорит анонимный предприниматель, — но у меня, например, небольшое производство и я все равно не могу столько платить. Создав свой запатентованный логотип, раскрутив его на общественных началах, они будут принимать в свой элитный клуб только за большие деньги. Для нас ситуация, наоборот, станет еще хуже. Например, если мое предприятие — не в клубе, то потребитель будет думать, что мою продукцию не стоит покупать. Значит, мне нужно либо платить взносы, либо на мою продукцию упадет спрос».
Выходит, эта программа будет помогать одним и уничтожать других? Рассчитывать на такой исход рано. О программе говорят четыре месяца, ровно столько же меняется концепция и пути достижения. А может, ее и вовсе не будет?
На что местным производителям можно рассчитывать сейчас? 6 марта правительство приняло закон о 13-процентной госпошлине на импорт. Все импортные товары вырастут в цене, спрос на них станет меньше и завозить их будут реже. Возможно, по этой причине запорожских товаров действительно станет больше.
Ольга ПРИХОДЬКО
Комментарии:
нет комментариев