Катастрофическая ситуация сложилась в Запорожском бюро судмедэкспертизы. Именно туда почти ежедневно поступают тела бойцов, погибших в ужасном «котле» под Иловайском. По словам сотрудников учреждения, холодильные камеры заполнены полностью. К хранению тел военнослужащих привлекли уже все местные больницы, однако места все равно не хватает. Тем временем большинство погибших опознать просто невозможно, поэтому процесс идентификации бойцов может растянуться на месяцы.
«Бойцы лежат штабелями…»
Жуткие кадры, которые удалось отснять представителям Запорожской самообороны, облетели уже весь интернет. На видео – десятки мешков с останками погибших военнослужащих выгружают возле местного морга. В последние дни Запорожье стало настоящим транзитным пунктом «груза 200».
По данным заместителя запорожского военкома Михаила Логвинова, только с начала недели в морг областного бюро судебно-медицинской экспертизы поступили тела 87 человек. «Это военнослужащие разных воинских частей: и добровольческих батальонов, и 93-й бригады, и 51-й бригады… Но, насколько можно судить, основное количество тел принадлежит бойцам добровольческих формирований», – отметил полковник Логвинов.
Боец Запорожской самообороны Антон Алексеенко лично принимал участие в доставке останков погибших из-под Волновахи, куда их тела доставили сначала. Рассказывает: в тамошнем морге нет даже воды. Осталось только три работника, которые еще могут выдерживать жуткую психическую нагрузку.
«Эти три женщины, которые там еще работают… на них страшно смотреть! Воду, чтоб хотя бы обтереть тела, они вручную носят. А ведь многие ребята, до того как их доставили в морг, пролежали 4-5 дней. Многие бойцы без конечностей, со страшными повреждениями. В камере на пять человек лежали восемнадцать парней! Все – друг на друге. Ни о каких нормах говорить здесь вообще нельзя! – вспоминает Антон. – Мы ребят просто заворачивали в какой-то полиэтилен, обклеивали скотчем, писали фамилии на бумажке и так грузили в машину. По внешним признакам можно было идентифицировать лишь 12 человек. Остальные опознанию не подлежат…»
Переполненный морг
В Запорожском областном бюро СМЭ подтвердили: ситуация в учреждении также далека от идеальной. Здесь отказались говорить об общем количестве поступивших тел, однако рассказали, что погибшие из зоны АТО начали поступать в морг еще с весны. В последние дни положение обострилось донельзя.
«Понимаете, 90 % поступивших тел не подлежит визуальной идентификации. Выход – только проведение ДНК-экспертизы. Наши специалисты проводят забор биоматериала. Потом необходимо найти предполагаемых родных погибшего и взять биоматериал у них. И ждать экспертизы, которая проводится либо в Киеве, либо в криминалистическом центре ГУ МВД в Запорожской области. Таким образом вопрос выдачи тел растягивается на месяцы», – пояснил руководитель областного бюро судмедэкспертизы Евгений Ксензов.
В морге уже давно нет места для размещения всех погибших. Между тем тела продолжают поступать. Что делать дальше, работники учреждения не знают.
«Наши холодильные камеры не предусмотрены для хранения тел такого количества людей. В этом нам помогают ряд других медицинских учреждений города. Кроме того, останки погибших мы направляем также в морги Мелитополя, Токмака, Полог и других населенных пунктов. На сегодняшний день все холодильные камеры, которые есть в наличии, заполнены», – отмечает Евгений Ксензов.
Без помощи извне
По словам специалистов, вначале процесс опознания проводится по визуальным признакам. Фотографии тел погибших предъявляют представителям воинских частей, которые находились в зоне АТО. Многие бойцы не могут приехать на опознание, поскольку сами находятся на месте выполнения боевой задачи.
«Тела бойцов могут быть из самых различных подразделений – начиная от Новоград-Волынского и заканчивая Харьковом и Днепропетровском. Военнослужащие из этих частей приезжают не сразу. И вы же сами понимаете, что сейчас жаркий период. Тела, которые привозят сюда, находятся, скажем так, далеко не в первозданном виде. Они лежали на грунте, начался процесс разложения… А ведь это ребята, которые отдали жизнь за нас! Они требуют более бережного и обходительного отношения к себе, хотя бы после смерти», – говорит начальник штаба Запорожской самообороны Александр Лобас.
Эксперты и санитары в моргах работают круглосуточно. При этом никто не снимает с них обязанности по основной работе: только в Запорожье ежедневно умирает 12-15 человек. Как решить ситуацию, медики не знают. Здесь неоднократно обращались к чиновникам с просьбой предоставить армейскую палатку, чтобы разгружать тела хотя бы не под окнами соседних многоэтажек. Ответа так и не поступило. Аналогичная ситуация – с рефрижератором, который крайне необходим для хранения тел бойцов.
«Мы бы его во дворе поставили, подключили к сети, и проблема частично бы решилась. Но нам никто не может выделить такую машину. Говорят: вы же понимаете, они все используются для перевозки продуктов, поэтому предприятия отказываются. Неужели ничего нельзя сделать?» – разводят руками медики.
Запорожье пасет задних
В других регионах ситуация гораздо лучше. В частности, харьковские власти выделили местному бюро судмедэкспертизы пустующие ангары на заводе им. Малышева, обеспечили специалистов холодильным оборудованием. Аналогично относятся к памяти погибших бойцов в Днепропетровске.
В Запорожье в этой сфере не делается ничего.
Сейчас эксперты пытаются быстрее идентифицировать хотя бы тех бойцов, кто имеет особые приметы: шрамы, родинки, татуировки. Иногда идентификация проходит по личным вещам: семейным фото, медальонам, кольцам. Впрочем, чтобы избежать толкований, медработники в любом случае проводят забор материи для анализа ДНК.
Однако военнослужащих, останки которых можно опознать таким образом, крайне мало. Тела же погибших продолжают поступать. Что делать, когда в город придет очередная партия погибших, медики не знают.
Яков НОСКОВ
Комментарии:
Денис | 06.09 2014 в 04:11
Информация к размышлению для мужчин призывного возраста "Как и предупреждали местные СМИ, мобилизованных отправили не на подготовку, как обещали, а сразу на войну. 4 сентября, в зону «АТО» из Харьковской области отправили последнюю партию мобилизованных. Около 10% тех, кого отправили в зону боевых действий, являются переселенцами из Донецкого и Луганского регионов. Их мобилизовали в Харьковской области. Ранее сообщалось, что на Харьковщине имеются проблемы с мобилизацией. В связи с этим грозили отправить в зону АТО даже глав некоторых районных администраций. Они получили повестки. Как сообщил Вадим из Горловки, что его ошибкой было заключение договора аренда. Благодаря этому, ему принесли повестку. «18 лет мне исполнилось в январе этого года. Уехал вместе с родителями и своей девушкой из Горловки еще в мае, когда все только начиналось. Поселились на съемной квартире, начали искать работу. Главную глупость, которую я сделал — это официально заключил договор на аренду квартиры, прописался. И вот мне принесли повестку. Вначале, откровенно говоря, думал никуда не ходить. Но потом почитал закон — понял, что слишком большие санкции, оказаться в тюрьме по этому поводу ну совсем не хочу. Но вам признаюсь — как только окажусь на территории ДНР, буду сдаваться в плен. Да, страшно, но стрелять в своих школьных друзей не буду»,- рассказал он. Мария Михайловна — мать двоих сыновей, 30 и 24 лет. Повестки пришли обоим. «Я на коленях просила их не ходить. Говорила, что спрячем, переправим их в Россию. Но они отказались. А на покупку белого билета просто нет денег. Говорят — сбежим, при первой же возможности. Но куда с войны сбежишь?». Валентина провожает своего жениха: «Собирались пожениться еще весной, но тут все эти события, решили отложить до более спокойных времен. А теперь видите как все получилось… Мне плохие сны снятся уже неделю, ходила к гадалке, купила ему оберег на здоровье. Но уже ни во что не верю, просто ему не показываю. Лишь бы живым вернулся, все остальное — не важно. Выхожу, вылечу…»" rusvesna.su/news/1409948653