misto.zp.ua

Запорожье на старых открытках: Днепрострой, 1931-1932 годы

Запорожье на старых открытках: Днепрострой, 1931-1932 годы

Об авторе большой серии картин, созданных в начале тридцатых годов минувшего столетия в Запорожье, художнике из Херсона Алексее Шовкуненко, я узнал совершенно случайно – из сообщения прессы. Весной 2019 года депутаты Херсонского облсовета передали своему художественному музею его картину, написанную на Днепрострое в начале тридцатых годов минувшего столетия. В сообщение особо отмечалось, что купили картину «на одном из аукционов за рубежом совместными усилиями депутатского корпуса облсовета при поддержке отдельных депутатов горсовета». Подарок музею, который, к слову, носит имя Алексея Шовкуненко, был сделан по случаю 135-летия со дня рождения живописца. Уважения, согласитесь, достойны депутаты(!), покупающие за свои(!) деньги картину для музея(!).  Потом я выяснил, что за два года работы на Днепрострое Алексей Шовкуненко написал около семидесяти картин, создав новое направление в украинском искусстве — индустриальный пейзаж. На международной выставке «Искусство и техника в современной жизни», проходившей в Париже в 1937 году, серия «Днепрострой» была удостоена золотой медали, на Всесоюзной выставке «Индустрия социализма», прошедшей в Москве в 1939 году, — первой премии.

Конечно, запорожско-днепростроевские работы херсонского художника меня заинтересовали. Однако в Интернете они представлены скупо и тогда, узнав, что в 1931 году в харьковском издательстве «Искусство», тиражом в десять тысяч экземпляров, издали набор открыток «Днепрострой», объединивший наиболее удачные картины живописца, я стал собирать, заглядывая на различные Интернет-аукционы, именно их – для своей электронной галереи [набор был переиздан в 1957 году]. На сегодня таких открыток, на которых художник из Херсона зафиксировал наиболее интересные – на его взгляд, конечно же, моменты строительства Днепрогэса, у меня набралось два десятка штук. На странице в соцсетях «Херсон морехідний», где раньше меня обнародовали альбом с картинами мастера, их больше, но качество некоторых оставляет, как говорится, желать лучшего.

А вот, что поведали о работе в Запорожье Алексея Шовкуненко в Херсонском областном художественном музее: «Решение поехать на Днепрострой, — вспоминал сам мастер, — пришло тогда, когда оттуда вернулась группа студентов Одесского художественного института, находившаяся там во время летней практики. То, что я увидел на студенческих этюдах, захватило меня. Это ведь уже были не черно-белые фотографии, а живописные произведения — цвет и солнце, небо, просторы Днепра, мощные сооружения, выраставшие на его берегах! Я тут же собрался и уехал. Это было осенью 1930 года. Десять акварельных рисунков — из тех, которые я выполнил тогда, я показал на третьей Всеукраинской художественной выставке, открывшейся в Одессе в марте 1931 года. В последующие два года я снова выезжал на Днепрострой, теперь уже летом и на более длительный срок». И о технике исполнения картин мастер тоже рассказывал: «Крупные, размером в лист ватмана акварели писались в течение одного сеанса — освещение быстро менялось, надеяться на то, что завтра в это время оно будет таким же, не приходилось. И натура, сами мотивы — захватывающе замечательные, побуждали к работе «на одном дыхании». Писал я на сухой бумаге. Вообще, я люблю писать «по мокрому», это позволяет добиться больших, порой неожиданных, живописных эффектов. А в данном случае не было ни возможности, ни терпения ждать, пока увлажненная бумага немного высохнет, чтобы продолжать работу дальше».

Что еще я узнал о художнике:

родился он 21 марта 1884 года в Херсоне в семье маляра. В 1899 году, после окончания народной школы, поступил в местную иконописную мастерскую, где проучился год, а в 1901-м году был принят во второй класс Одесского художественного училища. Затем, в 1909 году, поступил в Петербургскую Академию художеств. С 1911 года принимал участие в весенних выставках Академии, а с 1913-го экспонировал свои работы на выставках Товарищества южнорусских художников. После большевистского переворота вернулся в Херсон, преподавал рисование в Пролетарской художественной студии, а в 1922 году переехал в Одессу. С 1927 года являлся участником всех Всеукраинских, многих всесоюзных и зарубежных выставок. В 1935 году был утвержден в звании профессора Киевского государственного художественного института и почти 30 лет руководил мастерской живописного факультета вуза. В 1947 году стал действительным членом Академии художеств СССР. Скончался мастер пейзажа и натюрморта, автор многих талантливо выполненных портретов, народный художник СССР Алексей Шовкуненко 12 апреля 1974 года в Киеве.

И еще одно замечание – не об акварелях, которые, к слову, очень яркие, а о Днепрогэсе, первенце, как его называли, энергетики Советского Союза. Весной 1999 года мне в Киеве довелось поучаствовать в пресс-конференции, которую проводил министр энергетики Украины. «Нет ли у вас проекта, — спросил я, — демонтажа каскада днепровских плотин, чтобы вернуть Днепр в его природное состояние? Пусть не сегодня-завтра это будет сделано, а в отдаленной перспективе». «Очень хороший вопрос!» — прокомментировала присутствовавшая на пресс-конференции [не помню, по какому поводу] заместитель генерального прокурора Украины Ольга Колинько. Однако министр, отвечая на него, ограничился общими фразами. И только после того, как я переспросил: так имеется ли проект демонтажа плотин, он неохотно объявил: нет, не имеется. И добавил, чуть подумав: и такой проект никогда не появится.

Вы бы не зарекались, хотел заметить я, но министра уже спрашивали о чем-то другом…

   

т  

 

  

  

 

  

   


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |