Запорожские власти не будут сокращать бюджетные расходы на подготовку города к зиме
Нынешний кризис в Украине, по оценкам экономистов, будет затяжным – год-полтора. Сегодня трудно спрогнозировать насколько будет серьезной брешь в бюджете Запорожья, и насколько он «ужмется» в расходах. Секретарь Запорожского городского совета, депутат Запорожского городского совета Юрий Каптюх убежден, что правительство может предотвратить самый плохой сценарий, если срочно окажет поддержку национальному товаропроизводителю.
– Юрий Владимирович, из-за кризиса с какими показателями Запорожье закончит бюджетный год-2008?
– Даже невооруженным глазом видно, что показатели будут не очень хорошими. 45% запорожской промышленности составляют металлургия и строительство. Эти две сферы сильнее всех ощутили серьезные проблемы: ОАО «Запорожсталь» снизила производство на 50%, частично остановлены Запорожский ферросплавный завод, ОАО «Кремнийполимер». Естественно, уменьшаются поступления в бюджет.
– На какие объекты не хватит финансирования?
– Некоторые программы, согласно решению сессии, придется «свернуть», чтобы сэкономить на следующий год 25 млн. грн. Мы, просматривая программу социально-экономического развития, определили объекты на 30 млн. грн., которые в этом году не сможем достроить. В первую очередь исключаются объекты, не освоенные в нынешнем году, например, реконструкция ул. Лермонтова от универмага «Украина» до цирка – 1,9 млн. грн.
Из этого списка не будут вычеркнуты объекты, обеспечивающие жизнедеятельность города – жилые дома, школы, больницы. Например, сдается в эксплуатацию 47-квартирный дом по улице Алмазной, построенный за средства городского бюджета, куда отселили людей из бараков Заводского района. На оставшиеся деньги, которые мы, по прогнозам, можем получить до конца нынешнего года из госбюджета, нужно окончить объекты водоснабжения, приходящие в негодность из-за низких температур.
– С какими проблемами город входит в отопительный сезон?
– С 30 октября в Запорожье стартовал отопительный сезон. Все котельные в работе. В нынешнем году подготовка к отопительному сезону шла намеченным планом. Наш город является не самым худшим в Украине в плане погашения долгов и оплаты текущих расходов, однако НАК «Нефтегаз» требует стопроцентной оплаты по долгам и текущим платежам.
Городской голова Евгений Карташов вел переговоры с руководителями НАК «Нефтегаз» о частичном погашении в 20 млн. грн., позволяющим получить лимиты. АКБ «Индустриалбанк» выдал кредит, и благодаря этому была достигнута договоренность, что «газовый кран откроют». Ситуация напряженная, потому что лимиты даются на декаду месяца, т.е. 10 дней, потом нужно снова договариваться.
На уровне Киева нужно поднимать вопрос об увеличении финансирования жилищно-коммунальной отрасли по сравнению с предусмотренным Кабинетом Министров в проекте госбюджета на 2009 год. Заместитель главы Секретариата Президента Роман Безсмертный считает, что на реформирование ЖКХ недостаточно 100 млн. грн., определенные в проекте госбюджета-2009. В госбюджете-2008 для реформирования ЖКХ предусмотрено 399,5 млн. гривен.
– Какие шаги предпринимаются для сохранения трудовых коллективов? Из-за риска закрытия заводов несколько тысяч запорожцев могут оказаться безработными.
– Наше первое требование – ни в коем случае не увольнять рабочих с предприятий. Мы, со своей стороны, можем выходить на высшие уровни власти и требовать преференций, решения проблем, которые стоят перед запорожскими промышленными предприятиями. На сегодня спасти наши заводы могло бы решение Кабмина о дифференцированных тарифах на электроэнергию, с учетом, что снизится себестоимость продукции.
Сокращение объемов производства, переход на 3-дневную рабочую неделю уже определило направление скатывания экономики города вниз. На последней сессии горсовета мы приняли обращение, в котором требовали от правительства определенных мер, позволяющих предприятиям хотя бы не полностью закрыться.
– Продолжается ли в сегодняшних условиях строительство мостов? Президент обещал 82 млн. грн. в нынешнем году.
– Мы твердо верим в обещание Президента и поддержку премьера. В последний приезд в Запорожье, на встрече с активом города Юлия Тимошенко заявила, что в Харькове сэкономлено 1,2 млрд. грн., поэтому нужно из них в нынешнем году дать 250 млн. грн. на мосты, а остальные – на подготовку дорог к Евро-2012. Но деньги не поступили. Надеемся, что поступят хотя бы 82 млн. грн., обещанные Виктором Ющенко.
Последний транш в размере 25 млн. грн. на строительство мостов поступал из государственного бюджета 3 октября.
– По Вашему мнению, как можно прекратить вандализм на улицах города?
– Выход – в воспитательной работе, подкрепленной штрафными санкциями. И штрафы должны наступать моментально, по принципу штрафов согласно новым правилам по транспортно-дорожным нарушениям. В одной зарубежной стране штраф за то, что идешь по улице, жуя жевательную резинку, составляет 300 долл., а если есть свидетели, видевшие, что ты ее выплюнул – это 700 долл. Я был свидетелем таких случаев!
Сейчас модно говорить, что власть не может с помощью штрафных санкций навести порядок в городе. По законодательству наказать нарушителя почти невозможно. Штраф нарушителя – 17 грн. И продолжают вандалы заливать городские фонтаны пенными жидкостями, чистка же каждого фонтана коммунальным службам обходится… в 5 тыс. грн.
На установление камер видеонаблюдения из горбюджета-2008 выделялось свыше 1 млн. грн., но этой суммы недостаточно. Я думаю, сейчас в городе не больше 20 мест, где установлены видеокамеры. Например, на бул. Шевченко, где молодежь собирается наиболее массово.
– По Вашему мнению, новые штрафы ГАИ улучшат ситуацию на дорогах?
– Мне кажется, что новые штрафы – это путь к обогащению рядовых (и всех остальных) сотрудников ГАИ. Например, они могут задержать водителя и заявить, что он разговаривал по телефону. Я думаю, что могут попросить предъявить телефон, где зафиксировано время и продолжительность телефонного звонка. Слишком заманчиво на таких штрафах не получить сотрудникам ГАИ дополнительное вознаграждение за свою работу.
Но еще не ясно, каким образом будет контролироваться процедура оплаты всех остальных штрафов. Если система контроля останется старая, у водителя есть потенциальная возможность договориться с инспектором ГАИ за меньшую сумму, т.е. «удешевить штраф».
– Как выбираются приоритеты в распределении городских средств? На реконструкцию дорог и прокладку бесшумных рельсов трамвая в районе завода «ЗАЗ» потратили около 20 млн. грн. Почему не пустить бесшумный трамвай там, где он нужен? Например, по ул. 8-е Марта в Шевченковском районе или от ул. Анголенко до ул. Героев Сталинграда?
– Средства ограничены, поэтому нельзя охватить все районы. Мы руководствовались тем, что возле «ЗАЗа» было очень узкое место для проезда автомобилей, скапливалось достаточно много техники, и улица была загромождена.
Этот участок проспекта Ленина – 1913-го года образца и сегодня он не соответствует требованиям главной артерии, с которой начинается город. На вокзал «Запорожье-I» приезжает достаточное количество людей, в т.ч. иностранцев, которые думают, что же это за город, если въездную улицу не могут привести в порядок?
Расширить улицу с видом на то, что по бокам – корпуса предприятия, можно было только за счет создания дополнительной проезжей полосы. Т.е. речь идет даже не о бесшумности, а о технологии, позволяющей использовать еще одну полосу для движения автотранспорта. Главное, что на 5–10 лет вопрос движения на этой дороге решен.
В проекте – реконструкция Транспортной площади, находящейся выше автовокзала; бесшумные рельсы, которые будут проложены в этом месте, станут не только надежным переезда для автомобилей, но и снизят шум от трамвая. Позднее эти работы будут продолжены до площади Пушкина.
– Как запорожцев можно вернуть на рынки города? К Крытому рынку и Анголенко уже на автомобиле не подъехать. Занимается ли власть этими вопросами?
– Мы неоднократно назначали специальные депутатские комиссии, изучавшие работу КП «Запорожрынок» и КП «Паркування». Вопрос непростой, учитывая архитектурное положение, исторически сложившееся в застройке города. Например, Крытый рынок находится в центре города, со всех сторон зажат проездными дорогами. Чтобы создать подъездные пути, требуется масштабная реконструкция территории рынка. Я сегодня не вижу возможности, учитывая финансовые показатели, которые дают коммунальные предприятия.
Сейчас городская власть выступает за создание большей сети супермаркетов в районах Запорожья, предлагающих жителям европейский сервис, и цены ниже рыночных. Опыт других городов, а мы отстаем от Киева в социально-экономическом развитии на три года, показывает, что рынки утратят свою нишу. Развиваться в Украине будут оптовые рынки сельскохозяйственной продукции, а на городских рынках останутся производители, непосредственно везущие из села свой товар.
Виктория КИРИЛЕНКО
Комментарии:
нет комментариев