В Запорожье показали выставку заключенных
Горящее пламенем сердце на черном фоне, темные руки, раздирающие несколько сердец, пары, сердечки, дети, медвежата… Так представляют любовь заключенные, экспозиция рисунков которых открылась в Выставочном зале «No Name Art» на бульваре Шевченко, 32.
На выставке «Любовь глазами заключенных» - 25 рисунков осужденных, которые отбывают наказание в шести колониях нашей области и Запорожском следственном изоляторе, как в первый раз, так и в третий-четвертый.
- Перед Днем святого Валентина захотелось сделать что-то небанальное, показать необычный взгляд на любовь, - рассказала «Индустриалке» руководитель творческого объединения «No Name Art» Евгения Мамонова, которой принадлежит идея выставки. – Я посмотрела в Интернете и с удивлением обнаружила, что никто таких акций еще не проводил. За поддержкой обратилась в Общество Красного Креста. И буквально за месяц заключенные нарисовали свое видение любви.
Когда мне передавали эти рисунки, они пахли сигаретами…
Заместитель начальника Управления по вопросам исполнения наказаний в Запорожской области Вадим Кныш, который непосредственно общался с заключенными и собирал эти работы, рассказал, что среди участников выставки есть осужденные за убийство, но, в основном, за воровство. «Художники» попросили не указывать фамилий.
Например, черно-белые рисунки, на одном из которых маленький мальчик запускает лодочку в виде сердца, а на другом – двое детей сидят под зонтом с сердечками, нарисовал убийца, осужденный на 15 лет.
- Автора зовут Володя, ему лет 35-36, он из Крыма, – уточнил Вадим Витальевич. – Возник какой-то конфликт, и он убил прохожего, отбывает наказание уже 8 лет.
В рисунке 16-летней девушки, которая сидит за грабеж в Мелитопольской женской исправительной колонии для несовершеннолетних, – руки и одуванчик – Вадим Кныш увидел жизнеутверждающую надежду на будущее. А вот психолог, которая была среди зрителей вернисажа, оценила его как работу с пониженной энергетикой – уж слишком здесь бледные тона. И отметила:
- Девушка надеется на семейное счастье, но оно для нее пока иллюзорно. Воздушный одуванчик символизирует его неустойчивость.
К слову, рисуют заключенные не только для выставки – по словам Вадима Кныша, существует программа «Творчество», помогающая адаптироваться к будущей свободной жизни, в которой могут участвовать все осужденные. На вопрос «Индустриалки», когда же они находят на это время и каков их распорядок дня, Вадим Витальевич рассказал:
- Подъем в 6.00, в 6.05 – зарядка, в 6.30 – завтрак, потом развод на работу. С 8 утра первая смена уже на работе. С 12.00 и до 14-15 часов – обед. Чистого рабочего времени – 6 часов 30 минут. Отбой в 22.00. В распорядке дня также предусмотрены воспитательная работа с заключенными (на нее отводится часа три), массовые мероприятия. Кроме того, положено два часа свободного времени, которое они используют по своему усмотрению. Наши заключенные получают образование в школах, ПТУ, дистанционно учатся в вузах. Им некогда думать о плохом.
С точки зрения искусствоведа, эта аматорская выставка не представляет особого интереса. Это – социальная акция, поэтому за комментарием «Индустриалка» обратилась к психологу.
- Во многих рисунках чувствуется недостаток энергетики, поскольку их авторы находятся в ограниченном пространстве, – сказала психолог, попросившая не называть ее имени. – Темные цвета, доминирующие на рисунках, означают повышенную тревожность, стрессовую ситуацию. Особо хочу обратить внимание на рисунки, где изображены люди без глаз – авторы сознательно стараются уйти от окружающего мира, не воспринимают его. Можно предположить, что они пытаются отстраниться от того, что совершили. Есть листы, где авторы ограничивают рисунок рамками – у таких людей свой особый мир, куда они не пускают посторонних и который многим не понятен.
- Существует такое понятие, как арт-терапия, когда люди, ограниченные в свободе, или у которых есть психологические проблемы, выплескивают эмоции на бумагу, что помогает им адаптироваться, – продолжает психолог. – Считаю, что арт-терапия очень полезна. Выставка познавательна для специалистов, работающих с осужденными. А для всех остальных? Как социальное явление. Есть такое понятие – «для общего развития».
Светлана ОЛЕЙНИК
Комментарии:
нет комментариев