То, что на самом деле происходит за фасадами всевозможных институтов, контор, предприятий и тому подобных объединений, зачастую известно только небольшому кругу лиц, то бишь сотрудникам, их семьям и знакомым. Для остальных имеется, по большому счету, лишь сухая статистическая информация: столько-то персонала, такие-то задачи выполняются, такие-то перспективы маячат. И только когда та или иная структура вдруг прекращает свое существование, граждане делают удивленное лицо: как такое могло случиться, вроде бы организация исправно работала и даже развивалась. Вполне вероятно, что в обозримом будущем у широкой общественности появится очередной повод для безрадостного изумления: запорожское управление Госкомзема перешло в состояние полураспада. По словам собеседника «Правды», действующего сотрудника этого уважаемого органа, там за неуплату уже отключили стационарные телефоны, а люди сидят без зарплаты с мая месяца.
ЗАработай
Во времена Советского Союза, которые многие по вполне понятным причинам сейчас вспоминают с изрядной долей ностальгии, проектный институт землеустройства носил гордое имя «Укрземпроект». По словам нашего собеседника, работы в ту пору было хоть отбавляй: учитывая «колхозно-добровольное» ведение с/х, все «передвижения» угодий между хозяйствами рассчитывались именно и только в этом институте. Помимо этого, более сотни специалистов организации то и дело озадачивали созданием проектов высадки лесополос в рамках борьбы с пылевыми бурями и обозначением водоохранных зон под эгидой сохранения водных ресурсов государства вообще и региона в частности. После перехода Украины на самостоятельные «рельсы» многое поменялось, и самое главное – земля стала частной собственностью, а колхозы канули в небытие. Впрочем, худо-бедно институт как часть Госкомзема продолжал существовать, выполняя заказы, например, по созданию проекта севооборота для фермерских хозяйств – над каждым, говорит собеседник издания, работает по два-три человека: одни выезжают на «натуру», другие проводят расчеты. К слову, в этом плане работа благодаря появлению компьютерной техники существенно упростилась, хотя и сегодня на создание проекта уходит до нескольких месяцев.
Гроши
«Сегодня обстановка в институте, – рассказывает один из его сотрудников, – мягко говоря, неопределенная. Коллектив пребывает в растерянности. Причин тому множество, но одна из основных – долги по зарплатам. Например, недавно нам выплатили остатки заработной платы за май – кому 2,30, кому – 9,50 гривен. Это потому, что нам за тот месяц тоже платили по частям». Это при том что жалование в институте далеко не астрономическое: средняя зарплата – в районе двух тысяч. Сотрудники, по словам нашего собеседника, написали коллективное письмо в Областной совет профсоюзов. Оттуда, дескать, даже приезжала представительница, дала поручение исправить ситуацию в течение двух недель. Но, увы – долги по зарплатам уже дотянули до нескольких сотен тысяч гривен. Причем, должна организация не только своим сотрудникам, но и Пенсионному фонду. Поэтому сегодня, как поведал землеустроитель, счета института арестованы.
Долг платежом
«Свинью» институту, по словам его сотрудника, подкладывают и власти. К примеру, со специалистами проектного института до сих пор не рассчитались за один из бюджетных заказов нынешнего года. Представители НИИ проводили нормативно-денежную оценку населенных пунктов в Вольнянском, Каменко-Днепровском и Мелитопольском районах. «Кто-то рассчитался, – рассказывает собеседник издания, – кто-то до сих пор нет». Это при том что в 2012-м за аналогичное задание, но в Черниговском, Токмакском и Приазовском районах расплатились. Массу противоречивых эмоций землеустроителям доставило и постановление правительства от 17 октября прошлого года «Об утверждении Порядка ведения Государственного земельного кадастра». «Выходит так, – говорит сотрудник института, – все, что мы делали раньше, все не так. Какой-то параграф новым нормативам не соответствует, и нашу работу, за которую человек, скажем, уже заплатил, район возвращает назад, на доработку. А заказчики потом звонят, ругаются, а мы в поте лица три месяца переделываем».
Последний звонок
Кстати, звонят заказчики в институт землеустройства на мобилки его сотрудников. Дело в том, что по имеющимся у нас сведениям, в этой организации уже две недели как отключены стационарные телефоны. Причина все та же – долги. «Наш руководитель Евгений Довгун, – рассказывает собеседник издания, – тогда сказал: у нас, мол, выбор – отключаем либо электричество за долги, либо телефоны. Но если свет вырубить, тогда работа вообще остановится. Поэтому сошлись на связи».
Нынешний глава института – уже третий за последнее время, и так же, как и его предшественник, из Днепропетровска. «Мы на собрании коллектива как-то задали ему вопрос: сколько он тратит на бензин, катаясь каждый день из дома в Запорожье. А он говорит: ну я же здесь не могу жить в гостинице», – рассказывает представитель института.
По его словам, среди коллег-землеустроителей упорно ходят слухи, что Проектный попросту хотят «утопить»: то ли поставлена задача весь объем проектных работ переправить на «частников», то ли кому-то приглянулось здание НИИ в центре города.
Впрочем, так или иначе, заверяет сотрудник организации, уже сейчас многие заказы до них не доходят – их перехватывают ЧП-шники, коих, по самым скромным подсчетам, сегодня больше сотни. «Раньше вся наша работа была связана с выездами на место, – рассказывает наш собеседник, – командировки случались минимум раз в неделю. Теперь никуда не ездим – нет денег. Вот так заказы и выполняем, кто сам приезжает, кому-то почтой отсылаем. Сейчас в каждом районе сидит по 30 человек землеустроителей. Так вот они потенциальным нашим заказчикам и говорят: не ездите в тот институт, там одни тупицы сидят». Казалось бы, во-первых, здоровая конкуренция, во-вторых – удобство: проект можно сделать, не выезжая в областной центр. Однако, утверждает сотрудник института, который, разумеется, не захотел, чтобы его имя фигурировало в статье, квалификация большинства его коллег-частников не дотягивает до уровня опытных сотрудников Проектного. Например, новоиспеченные землеустроители вряд ли осилят, скажем, денежную оценку населенных пунктов. Тут нужны навыки масштабной работы.
Сегодня в институте, поведал нам его сотрудник, уповают на большой госзаказ – инвентаризацию земель коммунальной собственности. Возможно, после его выполнения там, наконец-то, погасят долги по зарплатам. Ну и телефоны включат.
Комментарий
Дмитрий Бабминдра, профессор, академик Украинской академии наук, на протяжении 18 лет возглавлявший территориальное управление Госкомзема:
– Сегодня в стране потерялся смысл землеустройства как такового. В руководстве запорожского Госкомзема сидят случайные люди. То были одесситы, не имеющие никакого отношения к землеустройству. Одесская «бригада» уехала – приехала днепропетровская. В институте навязывается идеология поборов и развала. Кто-то, видимо, «положил глаз» на здание. Созданная за многие годы научная база досталась людям, у которых совершенно иные бизнес-планы. Сейчас разваливается все, что было создано. Одним словом – полный коллапс.
Сергей ОЖГИХИН
Комментарии:
нет комментариев