Москва предложила Киеву привлекательный газовый обмен
Газовая тема стала основной на встрече Юлии Тимошенко с Владимиром Путиным в Астане 22 мая – во время заседания Совета глав правительств СНГ. Что стоит за новым газовым конфликтом и протянет ли Россия руку помощи Украине?
Глава Кремля Дмитрий Медведев заявил, что сомневается в способности Украины расплатиться за 19,5 млрд. кубометров газа стоимостью порядка $5 млрд. Такой объем необходимо в летний период закачать в ПХГ, чтобы обеспечить бесперебойный транзит газа в Европу.
Третья «газовая война» может произойти в любой момент, если европейцы не разделят «значительной части работы» по оказанию помощи Украине, считает российский глава. Россия в этой ситуации «умывает руки» и всю ответственность за возможный срыв возлагает на европейских потребителей. «Никаких заверений Россия не давала и давать не будет. Чего ради? На нашей стороне никаких проблем нет, у нас все в порядке и с газом, и с исполнением наших обязательств. Заверения пусть дает тот, кто обязан платить за газ», – напутствовал Медведев.
Неудобный партнер
Мария Липман, член научного совета Московского центра Карнеги, так расшифровала суть российского подхода: «Это сигнал Украине, что рассчитывать на более мягкую и дружелюбную позицию северного соседа не стоит».
Кроме того, РФ в очередной раз подтвердила, что ее не устраивает Энергетическая хартия Европы и договор к ней, о которых шла речь на саммите «Россия-ЕС» в Хабаровске. Медведев, как известно, на нем выступил с предложением о новом варианте энергетического договора вместо Энергетической хартии, подписанной, но не ратифицированной Россией. «Даже если бы Россия была участником Энергетической хартии и договора к Энергетической хартии... А Украина, кстати, является участником и Энергетической хартии, и договора к Энергетической хартии, ну и что? – заметил Медведев. – Все, что хотели, то и сделали, наплевали на эту Энергетическую хартию и на договор к ней».
Новая редакция хартии, считает Медведев, должна больше предыдущей учитывать интересы стран-поставщиков газа, а не только потребителей и частично транзитеров.
Труба есть – счастья нет
Ключ к пониманию заявления Медведева заключается в том, к кому оно обращено, уверен гендиректор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ (г. Москва) Алексей Власов. Этими «коллективными слушателями» являются Евросоюз и украинские избиратели.
«Судя по недавним заявлениям Тимошенко и Яценюка, украинские избиратели в ближайшее время должны определиться, кто является оптимальным кандидатом в президенты. Электорату нужно призадуматься – поддерживать ли кандидата, который не может элементарно отвечать по своим обязательствам», – сделал вывод эксперт.
Очередной приступ братской «любви»
Пока Медведев сомневался в платежеспособности Украины в Хабаровске, Путин в Астане приступил к практическому решению вопросов с Тимошенко. Оба выразили живую заинтересованность в решении вопроса с закачкой газа в ПХГ. «Я думаю, что закачивание будет», – вдохновила Тимошенко.
Путин сообщил, что для оплаты газа, который Украине нужно закачать в подземные хранилища, потребуется $4,7–4,8 млрд. Закачка должна быть произведена сейчас, поскольку позднее технологически это уже нельзя будет сделать в полном объеме. Без закачки газа в ПХГ украинская экономика и сфера коммунальных услуг зимой будут испытывать серьезные проблемы, а «Нафтогаз» не сможет в полном объеме выполнить свои обязательства по транзиту газа европейским потребителям.
Путин подтвердил готовность российской стороны внести свою долю в финансовое обеспечение закачки газа в украинские ПХГ. «Россия готова внести свою долю, но только долю, – подчеркнул он. – А какая это будет доля – это мы должны решить в процессе переговоров». Он также сообщил, что стороны обратились в Европейскую Комиссию по данному вопросу, где им ответили, что «для Украины денег нет».
Впрочем, к решению вопроса в РФ подошли с размахом, предложив поставить газ в счет оплаты его транзита на пять лет. Однако позиция Президента Виктора Ющенко мешает использованию авансовых платежей за транзит будущих периодов, подчеркнул российский премьер. Фактически он подтолкнул Тимошенко к тому, чтобы блокировать попытки Ющенко вмешиваться в процесс расчетов за газ и действовать против него более жестко и последовательно.
Напомним, глава украинского государства, пребывая в Швейцарии, высказал обеспокоенность такой схемой, потому что она чревата «отчуждением активов» НАКа «другой страной». Позже реальность угрозы технического дефолта «Нафтогаза» подтвердил уполномоченный президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский.
Опасности – в деталях
Для Украины опасность нового соглашения с РФ кроется в деталях, уверены эксперты. Во-первых, неизвестны ставка транзита и цена, по которой газ будет закачиваться в ПХГ. Хотя контракты и предусматривают соответствующие формулы, стороны могут договориться иначе. Во-вторых, невозможно подсчитать наперед, какой объем газа будет прокачан через территорию Украины в ближайшие пять лет и состоится ли перерасчет этих сумм.
В связи с падением потребления газа в Европе объем прокачки российского газа через территорию Украины упал за четыре месяца текущего года более чем на 40%. Однако за пять лет все может измениться. Сможет ли Украина пересматривать в будущем плату за транзит или «Газпром» «застолбит» этот тариф на ближайшие пять лет в обмен на 19,5 млрд. кубов газа – вот ключевой вопрос переговоров.
В-третьих, в апреле у «Нафтогаза» возникли проблемы с расчетами за текущие поставки газа, в связи с чем пришлось «залезать» в авансовые платежи за транзит. Ситуация в мае не вселяет оптимизма, отметил Соколовский. Если плата за транзит будет исчерпана на пять лет вперед, за финансовое положение «Нафтогаза» будет сложно поручиться, уверены эксперты.
Алла ПРИСЯЖНЮК
Комментарии:
нет комментариев