Все мы прекрасно знаем, что на Западе уже давно внедрены цифровые технологии во все сферы жизни человека. Там люди практически не стоят в очередях, чтобы оплатить счета за коммунальные услуги, детские сады и прочее. Они предпочитают это делать через банкомат. В банкомате люди получают деньги, оформляют безналичные платежи. На Западе – цифровая медицина, цифровые дома, цифровые университеты. Людей там везде обслуживает техника. В Украине всё это слабо развито. Но если задуматься, то нужно ли нам становиться цифровым обществом, и заменить друг друга машинами?
В современной Европе человек живёт не в обществе, а в своей квартире, которая сотнями компьютерных проводов связана с социальными, коммунальными, финансовыми, торговыми, юридическими службами и организациями. Всё делается быстро и чётко. Но в этой системе не предполагаются людские отношения, живое общение, дружба.
Конечно, на Западе есть многое, что не мешало бы иметь и нам. Например, в Болгарии интересно организована система обслуживания ЖКХ. Там через Интернет можно не только заплатить за коммунальные услуги, но и получить объяснение и советы, как рационально расходовать воду, газ или электричество, чтобы заплатить меньше. В Германии хорошо развита справочная Интернет-служба. Заглянув только на один немецкий банковский сайт, вы не только получите исчерпывающую информацию, но даже сможете приобрести билет в любую точку Европы. У нас такая справка, как и многие другие, практически не работает. Также украинскому населению, судя по тому, как часто у нас взрываются дома, пригодились бы специальные цифровые приборы для дома, которые уже разрабатываются на Западе. Благодаря встроенным в доме чипам, выходя из дома, вы не будете мучительно вспоминать, выключен ли утюг, свет, газ или вода. За всем этим будет следить компьютер.
Такие маленькие электронные помощники, конечно, пригодились бы в жизни каждому. Но если говорить о машинах, заменяющих персонал в компаниях для общения с клиентами, то такие инновации, наверное, не сделают наше будущее лучше. Лучше это только для самих компаний. Например, сотрудники западных банков считают, что переложить максимум рутинной работы на компьютер - выгодно, потому что держать человека, который сидел бы на кассе и общался с клиентами, дорого и опасно, так как служащий не всегда приходит на работу в хорошем настроении. А это чревато тем, что он может нагрубить. Значит нужно держать менеджера по связям с клиентами для разрешения таких ситуаций. Кроме того, рассуждают они, все контакты клиент–компьютер прозрачны, в них нет “человеческого фактора” и легко поддерживать правила, установленные обществом. Но как же без общения? Без разрешения споров и возникающих вопросов в ходе проведения банковских операций?
Что касается дистанционного обучения в университетах, то ни один компьютер не заменит живого общения с учителем. Мы копируем его жесты, манеру говорить, внимаем его опыт. Индивидуальность не заменишь никаким электронным обучением, ведь есть ученики, которые не любят работать на компьютере, поэтому для них некоторые задания будут сложными, а может быть и невозможными для выполнения. Серьёзный недостаток работы с компьютером - отсутствие эмоционального взаимодействия. Человеку важно видеть выражение лица собеседника, чувствовать его настроение. Если говорить об Интернете, то не понятно, как можно консультироваться, а потом ещё и лечиться у врача, который предоставляет свои медицинские услуги через компьютер. Чтобы поставить точный диагноз, необходимо обязательно пройти личный осмотр у врача.
На сегодня количество пользователей Интернета в Украине на много меньше, чем в других странах бывшего СССР – всего 8,5 млн человек. В то время как в России эта цифра достигла 28 млн, что составляет ровно четверть от населения страны. В США и Западной Европе есть доступ в Интернет у 60 - 80% граждан от общего населения, в Восточной Европе - у 30 - 40%, в странах Балтии - у 40 - 50%. Неизвестно ещё, хорошо или плохо, что у нас такой низкий показатель.
Конечно, хорошо, что наши специалисты стараются не отставать от западных, внедряя во все сферы общественной жизни всё новые и новые информационно-коммуникационные технологии, - главное чтобы они не вытеснили настоящего живого человеческого общения. Ведь никогда его не заменят компьютер и Интернет.
Александра РОМАНОВА
Комментарии:
нет комментариев