Любое положение к чему-то обязывает, а уж военное и подавно. Несмотря на то что де-юре в Украине мир и АТО на востоке страны, де-факто государство пребывает в состоянии войны. А оная, кроме активных боевых действий, подразумевает и наличие диверсионно-подрывной работы на территории противника. Для «отважных бойцов» так называемых «республик» это – разумеется, близлежащие к их маловразумительным новообразованиям просторы. В нашем случае это – в основном Бердянский и Гуляйпольский районы. Первый по многим причинам – предпочтительнее. Во-первых, это – прямая дорога из Мариуполя (до него 80 км), во-вторых, в курортном городе легко слиться с толпой под видом праздношатающегося туриста, а в-третьих, как ни крути в случае продвижения вражеских войск в сторону Крыма, Бердянск стоит на их пути. Учитывая, что предупредить легче, чем лечить, местные силовики решили взять инициативу в свои руки и принялись активно искать возможных «засланцев», прежде чем те устроят в приграничном районе какой-нибудь сокрушительный подрыв устоев.
Тяга с фильтром
Масштабную операцию по выявлению в славном городе Бердянск заезжих жителей Донбасса местное милицейское руководство назвало «фильтрационной». Согласно тактическому замыслу авторов, специальные группы в составе нескольких автоматчиков-нацгвардейцев, оперативника СБУ и участкового своими натруженными ногами совершают подомовой обход частного сектора и гостиниц, где старательно переписывают паспортные данные постояльцев, а заодно пытаются на глаз определить – благонадежный ли перед ними человек.
«Люди в большинстве своем на это реагируют нормально, – делится своими впечатлениями старший участковый райотдела с шестилетним стажем Павел Курило, в ведении которого район Лиски. – Наша цель – выявление людей из Донецкой и Луганской областей. Мы переписываем их паспортные данные, откуда, с кем и на чем приехали». Заодно, если гости курортного города будут к нежданным визитерам благосклонны, группам поставлена задача переписать их мобильные номера телефонов. На всякий случай, мало ли. А заодно, используя изощренную милицейскую психологическую технику, попытаться почуять скрытую угрозу. «То есть посмотреть, как они ведут себя. Например, если мы начинаем с людьми разговаривать, они могут немножко нервничать. Ведут себя не так, как должен вести человек, за которым ничего нет», – говорит участковый.
Сто рублей убытка
Впрочем, нервных или неадекватных собеседников мобильной группе, «отрабатывавшей» Лиски, не попадалось. Все хозяева частных домов, а комнаты там сдаются фактически в каждом, шли на контакт и с готовностью «предоставляли» своих поселенцев оперативникам.
Правда, все клятвенно заверяли, что это не клиенты, а знакомые, как бы намекая, что денег с них не берут. По-видимому, в Бердянске – это давняя традиция, помогающая избегать нежелательного общения с налоговой службой. Так же заявила и хозяйка мини-отеля из четырех комнат Людмила. По ее словам, сегодня все ее номера пустуют, живет лишь молодая мама с девочкой из Горловки. «От нас съехали все. Никого нет, я даже объявление сняла. Я уже и сдавать не собираюсь, потому как бы самим не пришлось уехать», – сетует женщина.
Нынешний курортный сезон, говорит она, фактически можно считать провальным. Людей-то, дескать, было вроде и немало, но большая часть – беженцы из Донбасса без лишней копейки в кармане. Так что, мол, даже сдавать номера приходилось им раза в два дешевле, чем в прошлом году – по 40-50 гривен. Да и коммуналка выросла в цене.
Впрочем, больше всех этих насущных проблем местных жителей волнуют неутешительные сводки с фронтов борьбы с терроризмом. Угрозу соседнему Мариуполю они воспринимают как непосредственную опасность для самого Бердянска. Посему, по словам Людмилы, властям нужно что-то срочно предпринимать, иначе – беда: «Не нужно нам этих уже дипломатических развязок, давайте решайте так, чтобы всем уже было хорошо. Долго будете думать? Крыма нет, не останется вообще ничего!».
Они существуют
Во время рейда по Лискам, когда группе силовиков пришлось обойти порядка полусотен подворий, террористов или потенциальных диверсантов обнаружить не удалось. Попадались все благонадежные, охотно идущие на контакт. Правда, таки да, фактически в каждом доме, где еще остались приезжие – все они из Донецкой или Луганской областей.
Задача провести «операцию-фильтрацию» по всему Бердянску местным райотделом милиции, по словам его руководителя Александра Осадчего, была получена из областных главков УМВД и СБУ. «В этой операции задействовано шесть наших групп, – заявляет он, – и семь групп совместно с СБУ. Есть оперативная информация, что в наш город приехало много не только криминального элемента, но и тех, кто участвовал в боевых действиях на стороне террористов. Пока мы не отработаем полностью все объекты, которые мы наметили, операция будет продолжаться». Александр Осадчий заверяет, что определенные результаты «фильтр» уже принес, правда, какие именно – разглашать нельзя. Как и, собственно, по каким еще бердянским улицам придется протопать оперативным группам в ближайшей перспективе.
Парадный вход
Пока в Бердянске активно «фильтруют» приезжих, на выезде из города – на Мариупольской трассе – подразделение Национальной гвардии совместно с ГАИ тормозит все проезжающие машины. Причем, стоит отметить, что проверяют как содержимое багажников, так и документы водителей с пассажирами, весьма тщательно.
Соседство с Мариуполем, который фактически на осадном положении, оптимизма нашим военным совершенно не добавляет. Говорят, что обстановка, хоть и спокойная, но достаточно напряженная. Тем более что никакой обычной или специальной связи бердянских офицеров с их коллегами в Мариуполе нет, поскольку, мол, там объявлен режим молчания. Так что все новости по поводу происходящих там событий почерпываются из интернета или выпусков центральных ТВ. Впрочем, военные почти уверены, что на Бердянск враг не попрет, дескать, здесь таких вот «освободителей» никто не ждет, а большая часть горожан настроена патриотично. А приезжих, которые не разделяют национальную политику, можно вычислить.
Сергей ОЖГИХИН
Комментарии:
нет комментариев