Всего за несколько месяцев необъявленная «братская» война в Донбассе так или иначе коснулась практически каждого украинца: одни, живущие на оккупированной территории, потеряли близких или все нажитое, другие, которым посчастливилось не знать, что такое бомбежки и бандитский беспредел на улицах, отправляют в уничтожаемые «отмороженными» наемниками регионы своих солдат и гуманитарные грузы. У многих, учитывая, что конца-края противостоянию «Воинов Света» и «стаи озверевших гоблинов» пока не видно, нервы на пределе, и иногда достаточно одной капли, чтобы чаша терпения переполнилась, и человек совершил поступок, который ранее показался бы по меньшей мере нерациональным, или даже попросту диким. Но тут, как говорится, жизнь заставит. Именно желание выжить любой ценой подтолкнуло двух молодых донецких ребят бежать не оглядываясь из полуразрушенного города, где, кроме возможности «поймать» шальную пулю или быть приваленным обрушившейся после попадания снаряда стеной, есть вполне реальный шанс быть расстрелянным только за отказ брать в руки оружие и идти защищать «достояние Донецкой республики».
На старт, внимание
Двое сирот из Донецка – 19-летний Виталий и 17-летний Валентин – сейчас потихоньку отходят от пережитого и привыкают ходить по улице, не втягивая голову в плечи и не ожидая услышать свист летящего снаряда. Хотя все это было еще совсем недавно. Парни оставались в городе фактически, что называется, «до последнего», потому что, говорят, идти-то было просто некуда.
Оба – учащиеся тамошнего 23-го ПТУ, где осваивали премудрости кулинарии. Виталий, правда, успел окончить обучение и получить этим летом диплом, тогда как Валентин должен был только перей-ти на третий курс. Жили в общежитии училища и ждали, что война вот-вот закончится.
К слову, говорит Виталий, почти все преподаватели их альма-матер почему-то являются ярыми сторонниками ДНР, что нашло свое выражение не только в приватных беседах, но и в активном участии педагогов в разграблении супермаркета «Метро» 30 мая. Зам директора, к примеру, рассказывают молодые люди, успела «свиснуть» оттуда под шумок несколько плазменных телевизоров.
Впрочем, той самой пресловутой последней каплей стал инцидент, свидетелями которого парни стали 6 августа. «В тот день, – вспоминает Виталий, – мы стояли на набережной возле магазина. И видим такую картину: идет человек по улице, к нему подъезжает машина с ДНРовцами, протягивают ему автомат и говорят: «Иди воевать», а он отвечает: «Я не буду». Тогда ему просто пулю в лоб пустили и дальше поехали». Все, кто это видел, говорит Валентин, кинулись врассыпную. «Бежали так, – говорит парень, – что даже шлепанцы на ходу теряли». Не сговариваясь, ребята сразу направились за город, не имея при себе ни вещей, ни документов, ни копейки денег.
Дорога дальняя
Идти куда глаза глядят – времяпрепровождение, возможно, иногда и занимательное, но не в случае с двумя сиротами, спасающимися от войны. Ребята шли, слабо представляя себе конечный пункт назначения. От вооруженных людей прятались в полях подсолнуха, блокпосты обходили седьмой дорогой. Учитывая полное отсутствие средств, парням пришлось освоить непростую науку нищенствования: побирались по встречавшимся на пути селам. Правда, водой и продуктами, вспоминают Виталий и Валентин, делились далеко не все. Спать молодым людям приходилось прямо в посадках. Некое подобие постели они сооружали из сломанных веток. «Складывали ветки так, чтобы листья служили в качестве подушки, иначе спать совсем было бы невозможно», – делится секретами выживания Виталий. Правда, отдыхать у беженцев-экстремалов выходило недолго – просыпаться парням, «путешествующим» в шортах и футболках, приходилось примерно в четыре утра, поскольку становилось до невозможности холодно.
На исходе третьих суток впереди забрезжила надежда в виде очертаний Бердянска. Идти к городу-курорту сироты решили по берегу моря, на что, говорят, ушел почти целый день. По дороге будущие повара даже хотели рискнуть и съесть дохлую чайку, найденную возле одного из склонов. Да вот незадача – глины не нашли для запекания.
Впрочем, больше всего, конечно же, донимала жажда. «Жарко было, воды хотелось, – говорит Виталий, – вон там ручейки из камышей вытекают, пили воду оттуда. Хорошо, что не отравились».
Невероятная история
Поверить в то, что двум молодым парням удалось пешком пройти порядка 200 километров, причем часть пути в зоне боевых действий, сходу достаточно трудно. Бердянские волонтеры, к которым обратились беженцы, тоже, конечно, им не сразу поверили. Однако, говорят, внешний вид ребят и отчаяние в их глазах свели сомнения к минимуму.
Гостей города отвели в местный штаб Самообороны, где было принято окончательное решение заняться судьбой путешественников. Теперь, кстати, там их называют «сыновьями Самообороны». «Знаете, – говорит руководитель штаба Бердянска Виталий Белтадзе, – был сын полка, а тут сразу двое. Ну да, ребята, конечно, попали в такую ситуацию, что надо было просто принимать решение».
Не теряя времени даром, местные волонтеры объявили сбор вещей для двух сирот, и, рассказывает одна из активисток Татьяна, буквально в считанные часы парней обеспечили всем необходимым и даже поселили в одном из детских лагерей. После веток под боком и открытого неба над головой – у беженцев двухместный номер с видом на море. Первую ночь, признаются молодые люди, спали «без задних ног», правда, сначала было даже несколько непривычно – слишком мягко.
Не без добрых людей
Буквально на следующий день парней отвели в один из магазинов одежды, владелец которого, услышав зов волонтеров, согласился безвозмездно одеть молодых людей. Затем был стремительный визит в Бердянский экономико-гуманитарный колледж – Валентина нужно было устраивать на учебу. Там же, кстати, говорит Татьяна, решившая взять шефство над ребятами, личные данные беженцев «пробили» по базе, после чего уже ни у кого не оставалось сомнений в том, что эти юноши являются на самом деле теми, за кого себя выдают.
Первый обед по-человечески они уплетали за обе щеки в одном из рестораном города, куда Виталия согласились взять на работу по специальности. Хозяйка заведения, а заодно и шеф-повар Светлана даже собственноручно приготовила для неожиданных гостей борщ, салаты и пюре, которые ребята «смели» за считаные минуты. Предпринимательница признается, что по большому счету штат сотрудников у нее заполнен до отказа, но тут уж такое дело, что решила пойти навстречу: «Я готова Виталика, научить, чтобы из него действительно получился хороший повар, а там посмотрим». Правда, готовить молодой человек пока будет не для гостей заведения – сначала проверят его квалификацию, да и получать на первых порах ему придется минимальную зарплату. Впрочем, это его ничуть не смущает. Главное, что выжили.
Последний шанс
Немного обосновавшись в Бердянске, парни пока не строят планов на будущее. Дескать, поживем-увидим. Однако Валентин для себя уже твердо решил остаться здесь: «Лучше тут доучусь, получу образование, где-то и начну работать. В Донецк я больше не вернусь». Виталий не столь категоричен: говорит, что может быть и поедет в свой родной город, но только после окончания войны. Впрочем, оказаться в зоне боевых действия, по словам молодых людей, они имели все шансы, едва оттуда сбежав. Ребята говорят, что после своих мытарств были настолько отчаявшимися, что если бы волонтеры от них отмахнулись, они бы пошли назад. Пешком и вообще без какой-либо надежды на успех.
Сергей ОЖГИХИН
Комментарии:
Валик | 13.12 2014 в 19:13
чесна была трудна и щяс не очень хорошо все документы мне из донецка не отдают днр