misto.zp.ua

«Страшное» детство

 «Страшное» детствоСтрах – одна из самых сильных эмоций; это чувство хронологически первым появляется у живого существа. Страх – это то, что мешает человеку в экстремальных ситуациях. Но он же подстегивает лучше любого кнута, заставляет собраться, удесятеряет силы. Чего же боятся наши дети? Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночество, наказание, опоздание). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

Первый год жизни
Страх новой окружающей среды.
Страх отдаления от матери.
Боязнь посторонних людей.

От 1 до 3 лет
Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте).
Страх оставаться одному.
Ночные страхи.

От 3 до 5 лет
Страх одиночества, то есть страх «быть никем».
Страх темноты.
Боязнь замкнутого пространства.
Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет
Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
Боязнь родительского наказания.
Страх перед животными.
Боязнь страшных снов.
Боязнь потерять родителей.
Страх смерти.
Боязнь опоздать.
Страх перед заражением какой-то болезнью.

От 7 до 11 лет
Боязнь школы («школьная фобия»).
Страх «быть не тем».
Боязнь сделать ошибку.
Боязнь плохой оценки.

От 10 до 16 лет
Страх перед изменением своей внешности .
Страх «быть не собой».
Навязчивые страхи, опасения, сомнения межличностного происхождения.

Вот несколько советов, которые помогут снизить риск развития страхов или тревожности у вашего ребенка.

Период беременности – не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Это также не лучшее время для выяснения отношений.

Помните, что в первую очередь вы – не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома – нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.

Ребенок не должен чувствовать себя ни «золушкой», ни «кумиром семьи», лучше выбрать нечто среднее.

Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, чаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.

Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.

Находите больше времени для рисования.

Играйте всей семьей.

Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Сашей или отличницей Машей.

Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним.

Пусть ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.

Будьте своему ребенку настоящим другом!

Страх смерти

Самым сильным чувством, лежащем в основе большинства как взрослых, так и детских страхов является страх смерти. Присутствует он в каждом из нас с очень раннего возраста.

Смерть является самым таинственным событием в жизни любого человека. Взрослым далеко не всегда удается избавиться от чувства неуверенности и страха. Как же тогда говорить с ребенком о смерти?

Дети проходят через ряд стадий понимания смерти. Например, дошкольники воспринимают смерть как обратимое, временное и безличное явление. В возрасте между 5 и 9 годами они начинают осознавать, что все живущие умирают. Но еще не воспринимают смерть как личную. И даже затаивают надежду, что как-нибудь смогут избежать ее, благодаря собственной изобретательности. С 10 лет до подросткового возраста дети начинают отчетливее понимать, что смерть необратима, что все живущие умирают и что они тоже когда-то умрут. Подростки часто в это время заняты поиском смысла жизни. А некоторые из них реагируют на страх смерти тем, что рискуют жизнью. Они стараются преодолеть страхи, утверждая некий «контроль» над смертью.

Когда же начинает проявляться у детей интерес к смерти? Некоторые дети задают вопросы о ней уже в 3 года. Других и в десять не встревожит смерть дедушки, но при этом они могут сильно отреагировать на гибель домашнего животного. Третьи никогда не упоминают о смерти, а выражают свои чувства через игру в церемонию похорон, сценарий которой они рисуют самостоятельно.

Все ли дети боятся смерти?

В большей степени страх смерти представлен у тех дошкольников, чьи родители (один из них) или близкие люди, жившие рядом, умерли. А также тех, кто не имеет мужского влияния-защиты, и у эмоционально-чувствительных, впечатлительных детей. Причем девочки боятся значительно чаще, они раньше, с 5 лет, и чаще видят кошмарные сны по ночам, чем мальчики.

Особое отношение к смерти у детей, страдающих от угрожающих жизни болезней. Многие дети догадываются о серьезности их заболевания, несмотря на то, что родители и медики, как правило, скрывают это, но молчание только усиливает детскую тревогу.

Но есть дети, которые не испытывают страха вообще. Это происходит, когда родители создают для ребенка искусственный мир и не дают ему ни малейшего повода ощутить, что можно чего-то бояться. Очень часто такие дети вырастают равнодушными, они не только сами не боятся, но и не тревожатся за других. Также у детей от родителей с хроническим алкоголизмом нет чувства страха. Это связано с тем, что у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства – мимолетны, интересы – неустойчивы.

Иногда страх может отсутствовать и у детей без каких-либо отклонений, чьи родители оптимистичны, жизнерадостны, уверены в себе. Но все-таки страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста. И это есть свидетельство тому, что ребенок сделал шаг вперед в своем развитии. Этот страх ему придется пережить, осознать как часть своего жизненного опыта и переработать сознанием к 7–8 годам.

Если страх смерти не переработан, он мучает ребенка длительное время, искажает его волю, эмоции, мешает общению и может способствовать усилению многих других страхов. А чем больше у нас страхов, тем меньше возможностей реализовать себя, быть счастливым, любить и быть любимыми, ведь где есть страх, там места нет любви.

Что не надо делать

Бывает, родители и родственники, сами того не ведая, наносят вред малышу своим поведением, словами, поступками. Вместо того чтобы помочь ребенку разобраться с возрастным страхом смерти, они еще больше нагоняют на него боязни, возлагают на его хрупкие плечи груз своих нерешенных проблем и невротизируют ребенка со всеми вытекающими отсюда нерадостными последствиями. Чтобы страх смерти не принял хронической формы и не разросся пышным букетом в дальнейшем, родителям необходимо знать, что не надо делать:

1. Смеяться или шутить по поводу его страхов.

2. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится.

3. Игнорировать детские страхи, не замечать их. При таком жестком поведении родителей дети боятся признаться в своих опасениях и переживаниях, и впоследствии между ними и родителями не будет доверия.

Разговор на тему смерти

Разговор на эту тему с дошкольниками и младшими школьниками может быть очень непростым. Ведь объяснения должны быть краткими и ясными. Разумнее всего в этом случае объяснить смерть как отсутствие обычных проявлений жизни. «Когда люди умирают, они не дышат, не едят, не говорят, не думают. Когда собаки умирают, они больше не лают, не бегают. Мертвые цветы больше не растут и не цветут». Необходимо время, чтобы ребенок смог понять расхождение между самой смертью и эмоциональными переживаниями, с ней связанными. Даже зная, что дедушка Вася умер, ребенок все-таки может спросить, почему тетя Маша плачет. Отвечать нужно спокойно: «Ей тяжело. Она скучает по дедушке». Порой нелегко понять, о чем дети нас спрашивают. Так, вопрос: «Когда ты умрешь?» нужно воспринимать не как проявление равнодушия, а как следствие того, что малыш пока еще не понимает, что смерть – это конец. Например, ребенок может ошибочно предполагать, что смерть означает некое насильственное отделение его от родителей. Возможность остаться без их заботы пугает его. Прежде чем отвечать на такой вопрос, уточните истинную причину беспокойства ребенка. Это можно сделать, задавая ему встречные вопросы типа: «Ты беспокоишься, что я не смогу быть здесь, чтобы позаботиться о тебе?» Если видите, что попали в точку, успокаивающим и подходящим ответом может быть, например, такой: «Я не собираюсь умирать. Я буду заботиться о тебе столько, сколько это тебе будет необходимо».

Дети зачастую смешивают смерть и сон, слыша такие высказывания взрослых о смерти, как о «вечном сне», «вечном покое». В результате такой подмены ребенок может начать бояться ложиться спать. Когда говорите с ребенком о смерти, необходимо избегать слов типа «сон», «покой», «уход». Говоря детям, что причиной смерти была болезнь, также легко их испугать. Дошкольники не представляют разницы между временной и фатальной болезнью, и в этом случае даже легкое недомогание может стать причиной излишних беспокойств.

Часто случается, что маленькие дети думают, что каким-то образом именно они стали причиной смерти близкого человека. Порой они могут воспринимать смерть даже как наказание себе: «Мама умерла и оставила меня, потому что я был плохой». Помогайте им преодолеть чувство вины, убедите, что их всегда любили и любят до сих пор.

Особый вопрос – стоит ли ребенку навещать умирающего. Это зависит от ситуации. Но, как правило, навещать того, кто играет в его жизни важную роль, полезно. Конечно, при условии, что оба – и ребенок, и умирающий – хотят этого. Такие встречи помогут уменьшить таинственность смерти.

Присутствовать ли детям на похоронах?

Тут определенного ответа нет. Если ребенок достаточно взрослый, чтобы понять происходящее, и хочет присутствовать, его участие вполне возможно. Вам же надо подготовить его к тому, что он услышит до, во время и после церемонии. Ребенку также необходимо знать, что в таких печальных случаях люди могут и будут плакать. Хорошо, когда ребенка сопровождает некто, кто сможет серьезно обсудить происходящее и дать ответы на его вопросы.

Ольга СЕРГЕЕВА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |