Уже на контрольно-пропускном пункте части мне захотелось выровнять спину, по-военному щелкнуть каблуками и отправиться в казарму строевым шагом. Однако пришлось задержаться для получения пропуска. Когда документ, разрешающий мне находиться на территории части, был выписан, солдат с начищенными до блеска сапогами проводил к начальству, попутно отвечая на вопросы. Так как в армии я человек новый, интересно мне было абсолютно все.
- А это что?
- Беседка для встреч с посетителями.
- А это?
- Дома для офицеров, - терпеливо отвечал мой провожатый.
Мои ожидания увидеть высокие серые стены и забор с колючей проволокой не оправдались. Территория части была больше похожа на детский лагерь - корпуса, столовая, стадион. Правда, вместо вожатых - майоры, вместо детей - солдаты.
По пути следования к казармам мы прошли поворот к стадиону и вышли на плац. Однако так просто отпускать служивого я не собиралась.
- Как правильно отдавать честь?
Разве можно себе представить армию без воинского приветствия? Этот ритуал пришел к нам еще от средневековых рыцарей. Чтобы показать свое благородство перед противником, они откидывали забрало шлема. Характерное движение руки и легло в основу современного воинского приветствия. Однако далось мне оно не сразу.
- Ну, прежде всего, к пустой голове руку не прикладывают, - поправил меня старший солдат.
Я тут же попросила в долг его шапку.
- Так, пальцы выпрями, другую руку прижми к телу, по швам. Вот так. Большой палец подогни, - корректировал мои действия товарищ старший солдат, пока у меня наконец не получилось.
Пройдя очень сокращенный курс молодого бойца, я отправилась на важную миссию – брать интервью у начальства.
Про семью, солдат и женщин в армии
Владимир Курачев на воинской службе уже более двадцати лет. За это время у начальника части выработался и командный голос, и спокойный изучающий взгляд.
- Владимир Иванович, а что это у вас за стройка на территории части? – начала я с вопроса насущного.
- Строим дом для офицеров. У нас почему-то принято считать, что армия, воинская служба – это не престижно. Произошла подмена ценностей, и те профессии, которые в Советском Союзе были знаковыми: врач, учитель, военный – сейчас оказались малопривлекательными для молодежи. А тем не менее, 20 лет отслужил – получил квартиру. Можно ли на какой-либо другой работе быть уверенным, что, в конце концов, получишь собственное жилье?
- А по контракту выгодно идти в украинскую армию?
- За ту сумму, которую контрактники получают здесь (примерно 1700 грн, – авт.), в селе и даже в городе придется еще хорошенько потрудиться. В то же время армия – это еще и возможность мир посмотреть. Сейчас один мой солдат находится с миссией в Либерии. В марте 2012 года при прохождении необходимого медицинского осмотра еще один поедет в Конго. Так что возможностей много. Вот только менталитет украинца строится лишь на одном – заработать денег. Поэтому при выборе я, прежде всего, руководствуюсь личностными качествами солдата, такими как серьезность и ответственность.
- И, тем не менее, в украинскую армию идти не хотят…
- Потому как в обществе на слуху лишь негативные армейские истории. Я, конечно, не могу говорить за все воинские части, однако у себя я стараюсь создать условия, близкие к семейным. Грамотный руководитель должен понимать, что основа армии – это солдат. И к каждому нужно иметь свой подход. Вот был у меня один, который вместо увещеваний за проступок просил его просто ударить, потому что дома его только так и учили. А на другого, наоборот, даже голос повысить нельзя. Воспитание родительское очень важно. И большая ошибка со стороны родителей говорить – иди в армию, пусть из тебя там человека сделают. Как же воспитаешь человека, если его дома ничему не учили. И бывает за целый год армии родители, избавившись от проблемного отпрыска, не то что навестить не приедут, а даже письма не пришлют.
- А к женскому полу в армии вы как относитесь?
- У меня в штабе 17 женщин. Причем не только на гражданских должностях, но и среди солдат. Фильм «Солдат Джейн» видели? Вот, оказывается, и в жизни такое бывает. Некоторые отжимаются-подтягиваются не хуже мальчишек, а то и лучше. Поэтому к девушкам в армии замечательно отношусь.
Вот так за беседой незаметно пришло время обеда. Я попросила проводить меня в столовую, чтобы лично оценить качество армейской еды.
Подальше от начальства, поближе к кухне
На пути к столовой встретила шагающий отряд солдат, впереди которого вышагивал барабанщик. Ребята только что пообедали и, возвращаясь в казарму, звонко распевали «Розпрягайте, хлопці, коней». Пристроившись в очередь с жестяным подносом в руках, я с нетерпением ждала, чем же меня накормят.
Итак, обед украинского солдата: суп, гречневая каша с подливой, салат из буряка, котлета, дольки лука, конфеты и печенье на десерт, ну и, конечно, компот. Признаться, весьма недурно. И, кстати говоря, вкусно. Из моей беседы с солдатами стало понятно: качеством и количеством еды они довольны.
- Ну, а пресловутая дедовщина в армии существует? – не могла не задать этот вопрос я.
- Сейчас такое не практикуется, - заверили меня. - Возможно, из-за того, что срок службы сократился: вместо двух лет служим год.
В завершение мне устроили экскурсию по казарме. Условия спартанские – ничего лишнего. В несколько рядов убранные кровати, рядом с каждой стоит тумбочка для самых необходимых вещей. Также на этаже находятся учебные классы, комната, где можно привести в порядок форму, рядом с ней сушильня для одежды, и даже имеется небольшой спортивный зал.
P.S.
В Советском Союзе служба в армии была обязательным и престижным фактом биографии. У молодого украинского поколения сегодня несколько иные ценности – машина, квартира и портмоне, полное денег. Кто виноват в том, что уровень престижа украинской армии катастрофически низок? Недостаточное финансирование, нехватка патриотического воспитания, случаи дедовщины? Кто знает. Однако всегда важно помнить, что у любой медали две стороны.
Юлия ТРОЦЕВИЧ
Комментарии:
нет комментариев