Лента статей
Про СМИ

Областная газета «Индустриальное Запорожье» плюс «Панорама» - единственная ежедневная газета: выходит 4 раза в неделю и 16 - в месяц всего за 6,95!
В ней - все события города и области, по Украине и в мире, полезные советы, новости культуры и спорта. Подписчики газеты три раза в год участвуют в акциях с ценными подарками.

Контакты

Адрес редакции:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина 152
Телефоны:
228-30-15 (приемная)
228-30-17, 228-30-18 (новости)
228-13-31 (экономика)
228-12-32 (культура)
228-30-19 (Контакт)
228-30-21 (спорт)
Интернет-сайт:
www.iz.com.ua
E-mail:
advert@iz.com.ua (служба рекламы)
marketing@iz.com.ua (служба реализации)

misto.zp.ua

Реформа системы здравоохранения затронула и запорожскую «скорую помощь»

О ее нюансах мы говорим  с директором КУ «Территориальное медицинское объединение «Областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» Запорожского облсовета Константином Малашенко.

— Константин Константинович, насколько мне известно, в прошлом году в службе скорой помощи страны при помощи волонтеров проводилось исследование. Каковы его итоги?

— При МОЗе есть группа экспертов по проблемам экстренной скорой помощи. Исследование проводилось на деньги Всемирного банка. Волонтерам (не имеющим достаточного опыта в службе и квалификации) была поставлена задача проконтролировать выезд автомобилей, а также найти определенные изъяны и недостатки в работе подразделений.

Они проверяли качество подвижного состава (53% по Украине не соответствует, у нас до 70% способны выезжать, а 30% однозначно нужно менять), время оказания помощи, состав бригад, работу администрации, диспетчерской. И дали свое заключение — какую провести реформу, чтобы было лучше.

Результаты затем обсуждались в Минздраве. С моей точки зрения, дело здравое, изменения нужны. Но за анализом должно быть следствие. Должна быть создана программа, которую затем утвердят в Кабмине и дадут финансирование.

 В пилотный проект Запорожская область не попала

Но поскольку денег на решение всех проблем нет, после исследования родилась идея о пилотном проекте. Эксперты рекомендовали вложить деньги туда, где хуже всего обстоит дело. 1 миллиард дадут на пять регионов, чтобы подтянуть их к мировым стандартам.

В 2019 году развитие экстренной медицинской помощи будет осуществляться в Винницкой, Донецкой, Одесской, Полтавской, Тернопольской областях и в Киеве.

В пилотных областях проект предусматривает:

  •  повышение квалификации бригад до уровня мировых стандартов оказания экстренной медицинской помощи;
  •  повышение зарплаты для специалистов, которые прошли обучение современным методикам спасения жизни;
  •  новый современный транспорт, оснащенный необходимым оборудованием;
  •  современные диспетчерские службы.

Остальные области будут обделенными весь 2019 год. Он может стать критичным для системы.

Все, что затратно, Минздрав переложил на местные бюджеты

Так, если раньше в объем субвенции включалась зарплата на центры экстренной скорой помощи, расходы на энергоносители и капвложения на закупку необходимого, то сейчас средства на приобретение оборудования не заложены.

В 2013 году на всю Украину было закуплено 1100 машин. 74 пришли в Запорожскую область. Мы тогда поменяли все, что не ездило, рухлядь.

Спасибо областной власти, в 2016-2017 годах приобрели 30 машин. Если бы не эта техника и сейчас бы ездили на УАЗах и Газелях.

19 автомобилей отдали в наши пункты базирования в селах. Мы стараемся их подтягивать. Если раньше в сельских районах пункты были «придворными» при ЦРБ — бензина не было, медикаментов не было, то сейчас финансирование зарплаты, ГСМ, транспорта — из областного бюджета. У местных властей просим только дать помещения, которые соответствуют требованиям.

Отмечу, что в последние несколько лет наблюдается такая тенденция — все, что затратно, Минздрав пытается повесить на местные бюджеты. Так, из государственного бюджета финансируется только зарплата работников, коммунальные услуги спихнули на областной бюджет.

Результат двух лет реформы состоит в следующем: большая часть расходов на службу скорой помощи легла на плечи областного совета, который мужественно до 70% гуманитарного бюджета тратит на медицину.

Молодых специалистов практически нет

Еще одна проблема — уравниловка в заработной плате. Фельдшер, санитар, водитель имеют одинаковую зарплату. Всем доплачивают до минимума. Суммы разные, но на выходе ситуация одна. Врач получает минималку, поэтому молодых специалистов на скорой практически нет.

Если кто и приходит, поработает немного, опыта поднаберется и ищет работу за границей.

Уравниловка создается сознательно! Такая ситуация приводит к вымыванию кадров. Наша служба держится на специалистах предпенсионного возраста. Благодаря профсоюзам мы добились определенных надбавок в системе экстренной помощи.

После определенного количества лет они зарабатывают 60% надбавки за сложность, интенсивность. Сейчас зарплата фельдшера, который работает на 1,5% ставки в пунктах базирования, с учетом ночных — до 10000. Людей держат надбавки.

Вопрос — пойдет ли фельдшер учиться на парамедика, на 8000 гривен. К тому же он может потерять все свои заслуженные надбавки. Ведь никто не сказал, что фельдшерские надбавки останутся.

Они приходят ко мне. Я говорю: хотите учиться на парамедика — учитесь. Но за последствия вашего шага я ответственности не несу.

Часть реформы качественно саботировали

— Говорят, вы часто критикуете медицинскую реформу…

— Есть за что! Безусловно, есть и положительные моменты. Главные достижения реформы — оптимизация приемов вызовов, унификация способов оказания помощи, автомобилей и стандарты протокольной работы.

Я согласен с реформаторами, что основной упор нужно делать на фельдшеров. Уровень квалифицированного фельдшера достаточен для того, чтобы оказывать помощь.

Но он должен постоянно повышать свою квалификацию. Не раз в пять лет, а ежедневно.

Мы прошли через войну. Доставляли раненых в аэропорт, ездили в Мариуполь, доставляли оттуда пациентов — потому что у них не было областной больницы. У них были тяжелые детки, беременные, роженицы. Наши сотрудники ночью собирались и мчались в Мариуполь. С Днепропетровской и Харьковской областями мы практически вытянули зону АТО.

В Розовку приезжал БТР, из него вываливались раненые пацаны. Там начинали оказывать помощь, затем мы везли их в Куйбышево в госпиталь, в Запорожье забирали.

Могу сказать, что мы реально отработали часть боевого опыта. Но мы потеряем опыт, квалификацию если, как правильно говорит пани Супрун, у нас не будет тренинговых центров.

Я всецело поддерживаю это направление реформы. Повышение качества помощи лежит в плоскости практического обучения.

Но почему-то пошли по другому пути. Они хотят переименовать всех парамедиками. Издали приказ и квалификационные требования. Но мы эту часть реформы очень качественно саботировали. Написали письмо премьер-министру Гройсману, написали обращение к областному совету. Мы не понимаем, зачем это делается, а если мы не понимаем, то не будем делать.

Мы начали все четко выполнять, а потом оказалось, что на все у них нет ни денег, ни ресурсов. В последнее время слово «парамедик» вообще не звучит.

В Черкасской медицинской академии первый курс парамедиков выпустится через три года. Еще в Тернопольском медуниверситете набрали. Кстати, то, что область попала в пилотный проект — это реверанс за послушание.

Но давайте задумаемся — кому выгодно, чтобы наши фельдшеры выучились на парамедиков и получили международные сертификаты, которые котируются за границей?

Государство потратит на их обучение деньги, они получат сертификат и… зачем им «скорая помощь» с зарплатой в 4000 гривен? Они с этим сертификатом поедут в Торонто и будут получать те же 4000, но канадских долларов. Молодые точно уедут. И в этих областях так и произойдет.

Я никоим образом не против реформы, я вижу подводные камни и об этом говорю. Самоубийство — это не реформа.

Нужно убрать некоторые моменты старой системы, я это поддерживаю. Но не нужно все огульно ломать. Стратегия есть — давайте сделаем хорошую скорую помощь. Согласен! Покажите мне по пунктам и закрепите в законном плане. А то вы там нафантазируете, а ко мне придут с расспросами.  Я хочу увидеть дорожную карту реформ, чтоб я понимал, что будет дальше.

Ирина ЕГОРОВА . Фото Александра Прилепы


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
ПОЗИЦИЯ
РОСТ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕ
МИГ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА
ДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯ
ПОРОГИ
MISTO.ИНФОРМ
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ
СОДРУЖЕСТВО
ПРАВДА (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ИСТЕБЛИШМЕНТ. АНАЛИТИКА (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ТРК АЛЕКС (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | | follow us on | читайте нас в |