Украина входит в новый выборный процесс. Неважно, пройдут ли в стране первыми выборы президентские или парламентские – это с точки зрения переформатирования власти. Главное, что формальный процесс движения страны в Европу практически остановился. Ни уходящий президент, ни премьерская команда сегодня не в силах продолжать толкать Украину в объятия Запада.
Это произошло не случайно, а является лишь подтверждением того, что Майдан был инспирирован внешними силами, а осуществлен продажной верхушкой украинской интеллигенции, насильно навязавшей свое мнение украинскому народу. Ряд ее представителей и сегодня продолжает сохранять прозападнические иллюзии – кто сознательно, в силу меркантильных интересов, кто искренне заблуждаясь. Здесь уместно привести пророческое высказывание Антонио Грамши, основателя и теоретика Итальянской коммунистической партии, изложенное им в его бессмертных «Тюремных тетрадях»: «Интеллигенты служат «приказчиками» господствующей группы, используемыми для осуществления функций, подчиненных задачам социальной гегемонии и политического управления». Именно эти функции и осуществляет уже четыре года «помаранчевая элита» нашей страны. Это о ней в свое время говорил Ленин: «гнилая интеллигенция». И речь идет не только о ее организаторах времен 2002–2004 годов, а и о реализаторах и проводниках на местах.
На перепутье
Сегодня на повестке дня стоит не просто выбор наших элит в виде президента и парламента. Перед нами определение вектора направления движения на несколько лет вперед. Собственно, выбор-то небольшой – либо продолжать пробивать стену непонимания со стороны Запада, либо естественно интегрироваться с Россией. И тот, и другой процесс включает в себя ряд аспектов – ментальный, экономический, культурологический и политический, наконец. Попробуем немного разобраться, что нам ближе.
Глупо отрицать, что внешние проявления цивилизованного мироустройства намного привлекательнее того всеобъемлющего бардака, в котором мы с вами живем. Главное преимущество Запада перед нами в том, что там работают законы и наказание за их нарушение неотвратимо.
Так, при гипотетически возможном варианте перехода улицы на красный свет они руководствуются принципом «можно-нельзя», а мы «успею-не успею». Этот принцип можно приложить к подавляющему большинству жизненных ситуаций у них и у нас. А еще у них вовремя вывозят мусор и по улицам и подворотням не бегают бездомные собаки, жители домов не мусорят в своих же подъездах, а дети и взрослые не ругаются матом прямо на улице. В общественных заведениях вам по случаю и просто так говорят «извините», «спасибо» и «пожалуйста», а справлять естественную нужду в общественном месте не придет в голову даже самому отъявленному алкоголику – впрочем, пьяных у них на улицах просто так не встретишь. Конечно, в беднейших районах цивилизованной Европы есть свои «родимые пятна» сродни нашим. Но то исключения из правил, а у нас вся страна – сплошное «родимое пятно».
Еще более интересно, что попадая туда, мы стараемся подчиняться правилам цивилизованного поведения человека, а возвращаясь обратно, превращаемся в свиней – продолжаем мусорить и плеваться, не пропускать на «зебре» пешеходов и не уступать старикам место в общественном транспорте. А наша элита, съездив на Запад за опытом обустройства наших дорог и коммунальных служб, продолжает разворовывать государственные средства, предназначенные для продвижения своих сограждан в цивилизованное сообщество – под пристальным надзором правоохранительных органов, охраняющих покой своих граждан.
Так что же мешает нам попасть в Европу? Ответ прост – наша ментальность, сложившаяся веками, а также отсутствие и несоблюдение законов, по которым живет цивилизованный человек. Впрочем, последнее и определяется нашей ментальностью.
Что же это за такая штука – ментальность? Здесь стоит обратиться к обратной стороне медали отличия между нашими двумя цивилизациями.
Наша православная цивилизация – будем называть ее так – состоит в основной своей части из огромной территории России, Малороссии – практически нашей нынешней Украины и Беларуси. Можно также говорить о ряде территорий, расположенных немного южнее. В основу взаимоотношений внутри населявших их народов, между людьми, семьями, иными ячейками общества изначально было заложено равенство. От среднестатистического западного человека мы по-прежнему отличаемся тем, что и сегодня сохраняем общинное крестьянское мироощущение. Это выражается не только в неразвитом фермерском (индивидуальном) хозяйстве, но и в гораздо более широком смысле – у нас не идет построение гражданского общества. Ведь что означает это понятие? Наши интеллигенты заблуждаются, думая, что гражданское общество – это добровольный союз свободных индивидуумов, способных с помощью механизма разделения властей и на основе права влиять на политику государства. Отнюдь, в первую очередь, это прочный союз рыночной экономики и демократии. Как уживаются между собой рыночная экономика, основанная на неравенстве, и демократия, предполагающая «власть народа», и является всеобъемлющей загадкой для восточноевропейского православного человека. И пытаясь понять, в какое западное общество нас подталкивают, следует помнить, что для возникновения рыночной экономики и ее носителя – гражданского общества потребовалось превращение человека в собственника на протяжении столетий. Сошлюсь здесь на Ж.-Ж. Руссо в его «Рассуждениях о происхождении неравенства» (1755 год): «Первый, кто расчистил участок земли и сказал: «это мое», стал подлинным основателем гражданского общества».
Здесь не лишним будет повториться, что в основе нашего мироощущения лежит общинное самосознание (в советский период это колхоз, коммуналки, стройотряды, субботники и т.д.). При этом ни в коей мере нельзя утверждать, что «гражданское» общество хуже «общинного» и наоборот. Просто мы выросли из одних принципов его организации, а нас пытаются втиснуть в «прокрустово ложе» иного мироустройства. На выходе в данный момент страна получила практически финансовый коллапс, политический тупик и гражданскую разобщенность, граничащую с социальной апатией.
Не этой ли цели добивались наши «яйцеголовые» демократы, подпитанные западными идеями и финансовыми потоками различных благотворительных фондов на протяжении последнего десятилетия?
Кризис жанра и борьба элит
К XVIII веку самой передовой страной мира была Англия. Причина проста, там была идеально реализована самая передовая модель общественного развития – либерализм. Свободу личности и собственности гарантировали парламент и независимый от правительства суд. В России же, вкупе с Малороссией, только в середине XIX столетия было отменено крепостное право. Почувствуйте разницу в наследственной ментальности двух цивилизаций!
Однако сегодня и для Востока, и для Запада существует одна общая проблема, которую на данное время элиты решить не могут. Это кризис управления. Он возник в результате глобализации и стремительного технического прогресса. И только вследствие этих двух причин – мировой финансовый кризис, который и является проявлением неспособности элит управлять жизненными системами эффективно. Но решать свои проблемы каждое замкнутое сообщество обязано самостоятельно, исходя из местных особенностей окружающей среды и ментальности своего населения.
Невозможно на еще не выветрившееся тоталитарное наследие насильно привить демократические начала. Вот как метко по этому поводу выразился известный политолог Сергей Кара-Мурза: «Это демократия, которая не вырастает из сложившегося в культуре «ощущения власти», а привносится как прекрасный заморский плод. Возникает гибрид, который, если работать тщательно и бережно, может быть вполне приемлемым… Но в большинстве случаев этот гибрид ужасен, как Мобуту».
Гибрид, о котором говорится выше, мы в Украине уже имеем. Однако на процесс его выращивания накладывается еще и субъективный фактор. Нынешняя украинская элита, которая обязана этот гибрид лелеять, сама по себе не является самодостаточной и системообразующей. Она разуверилась в предыдущих идеалах, но еще не верит в Бога (только обозначает эту веру), и тем более неспособна ни на какие теологические изыскания. Налицо так называемый экзистенциальный голод. Если ты не способен на отстаивание своих идеалов, не можешь творить, не веришь ни во что святое, не способен любить, дружить и сопереживать, – а все эти признаки у украинской элиты налицо – то хоть ешь икру ложками и залейся отборным виски, ощущения, что жизнь удалась, не будет. Не говоря уже о способности вырастить какой-то там гибрид или просто деревце.
По сути, Украина сегодня находится в тупике. На Запад не пустили, к России повернуться как-то неловко. К тому же кризис управления внутри страны и грызня стареющих псевдоэлит. Станут ли поворотным пунктом очередные выборы? На это можно надеяться, но только в том случае, если к управлению страной придут принципиально иные люди. Которые понимают, что перспективнее не «осваивать» кредиты МВФ, а двигать технологии и развивать страну. Осознают, что с возникновением компьютерных технологий мировое сообщество совершило такой фазовый скачок в развитии, что будущие формы управления цивилизацией мало кто может себе представить. А Украина продолжает ковыряться в носу на задворках Российской империи. И вот только когда эти люди придут к власти и осознают это, у Украины появится шанс. Жаль только, что до этого почти прекрасного времени дожить не придется ни мне, ни тебе, уважаемый читатель.
Сергей ЗНАМЕНСКИЙ
Комментарии:
нет комментариев