Накануне новогодних праздников магазины встречают покупателей небывалыми аукционами щедрости под названием «распродажа» и радушными улыбками. «Остров...» примерил на себя профессию продавца одежды и нижнего белья и узнал, можно ли доверять скидкам и сколько зарабатывают торговцы.
«Щупальники» не дают покоя
Когда я иду выбирать себе одежду, от продавца мне нужно всего лишь одно - чтобы он мне не мешал. Прекрасно обойдусь без восхищенных вздохов и реплик «Ой, вам так идет!». Однако сама, оказавшись в роли реализатора, который работает на процент от выручки, я заговаривала зубы, предлагала фешн-новинки и едва ли не висла на рукавах.
Сотрудницы запорожского магазина одежды, название которого я не упоминаю по этическим соображениям, к моему удивлению, приняли меня в свой небольшой коллектив с распростертыми объятиями. И тут же принялись втолковывать в мой потребительский ум азы маркетинга.
- С покупателем нужно говорить, предлагать разные варианты, - начала мастер-класс старшая продавщица Катя.
- Вот, например, он берет один товар. Пока его упаковываешь, рассчитываешь, предлагай еще что-нибудь, - поддержала ее Света из отдела нижнего белья.
Я усердно киваю и с нетерпением жду первого покупателя, чтобы показать напарницам свои недюжинные коммуникативные навыки.
Мужчина лет сорока энергично зашел в магазин и прошелся вдоль вешалок с одеждой.
-Что-нибудь подсказать? - с очаровательной улыбкой подхожу я.
- Нет! - буркнули мне в ответ.
Увидев, что мужчина разглядывает свитер, я поспешила заметить:
- Прекрасная ткань. Есть ваш размер.
На этот раз покупатель сохранял полное молчание и через несколько минут удалился из магазина. Потерпев свое первое фиаско, я вернулась за прилавок.
- Не расстраивайся. Это же типичный «щупальник», - поспешила меня утешить Катя. - Люди, которые заходят только посмотреть. В холодное время часто забегают просто погреться.
- Как ты их отличаешь?
- Опыт важен. Научишься. Но есть даже ключевая фраза-сигнал – «Я просто смотрю». После этого можешь даже не дергаться. Он ничего не купит. А вообще, каждый продавец должен быть психологом, - заметила Катя.
Made in Turkey
Следующего покупателя обслуживала Катя. А я молча наблюдала за мастерством бывалого.
- Девушка, а есть другого цвета?
- Нет, только то, что на прилавке.
- А мой размер есть?
- Какой у вас? L? Да, есть, - стойко улыбалась Катя.
- А производство чье?
- Турция.
К счастью, вопросы у покупательницы закончились. После ее ухода Катя продолжала меня учить:
- Когда спрашивают, откуда товар, говори, что Турция, что уникальная модель. Они это любят. Часть товара у нас действительно оттуда, но он и стоит дороже. Кстати, изначально предлагай товар тот, что подороже. За день нам надо наторговать хотя бы четыре тысячи. Тогда в конце месяца нормальный процент получится.
Ералаш в отделе стрингов
Вторую часть моего трудового дня в роли продавца я провела в отделе по продаже нижнего белья. Много анекдотов посвящено мужчине, который забрел в этот отдел и выбирает любимой подарок. Так вот! Теперь я знаю, что анекдоты правдивы! Мужчины совершенно не в состоянии запомнить размер бюстгальтера своей жены. А вопросы о «чашке», пуш-ап и бретельках заставляет их растерянно разводить руками и тыкать пальцем в первый попавшийся бюстгальтер на витрине.
Один из покупателей на вопрос о размере пристально изучил взглядом грудь продавщицы и изрек: ну, как у вас, примерно. Эта реплика сопровождалась красноречивыми жестами ладонями с растопыренными пальцами.
- Весело у нас тут, - улыбнулась мне Света. - Но с мужчинами легче работать. Они не будут перебирать десятки трусов и все привередливо откладывать: здесь рюшики, здесь бантик, а тут шовчик неудобный. Обычно с ними проще. Что покажешь, к чему привыкли, то и берут. А вообще, лучше всего, когда гомосексуалисты приходят. У нас есть такие постоянные клиенты. Всегда берут только самое дорогое и качественное.
Пока я усердно пыталась запомнить все эти названия: танго, слип, кюлот, бикини, в отдел зашел очередной покупатель. Решив, что без покупки он не уйдет, я задала стандартный вопрос:
- Что вам подсказать?
- Нужны трусы! - честно и сразу признался мужчина.
- Какого типа?
- Плавки.
Вспомнив, что нужно предлагать то, что подороже, я достала несколько моделей.
- Подходит, - тут же согласился покупатель. - А можно примерить?
После недолгого пребывания в раздевалке меня попросили подойти.
- Девушка, а вы не могли бы посмотреть, идет мне или нет?
На секунду опешив, я заглянула за ширму. После этого случая я поняла, что чувство юмора пригодится в любой профессии.
Мифические скидки
Под конец рабочего дня Света, Катя и я были уже практически одной торгующей семьей.
- Девчонки, ну а процент обычно неплохой получается?
- Вообще по-разному. Но в месяц набегает около 110-115 тысяч, если хорошо покрутишься. Нам полагается 1,5%. Вот и считай.
- А вот у нас сейчас распродажа весенних товаров. На этом вообще магазин зарабатывает?
- Ну, конечно. Например, кофта стоила 250, в накладную пишем 380 и продаем по скидке за 300 гривен. Вообще, это же частный магазин. Цены можно ставить, какие заблагорассудится. Начальник прошелся по похожим точкам, посмотрел, как у них да что. И себе так же сделал. Что-то дешевле, что-то дороже, на какой-то товар распродажу поставил.
Под конец дня мне не хотелось ни разговаривать, ни просто видеть человеческие лица. Так что в следующий раз, если мне повстречается слишком разговорчивый или, наоборот, чересчур хмурый продавец, я лишь сочувственно улыбнусь. Нелегкое это дело — торговля.
Юлия ТРОЦЕВИЧ
Комментарии:
нет комментариев