Этот год, несмотря на бойкотирование властей и неофициальный запрет «Рок-поп-шоу’89», дал Бердянску аж три фестиваля. Один из них арт-фестиваль современного искусства «ДНК», ставшего логическим продолжением нашумевшей «скандальной» шоу-программы «Андеграунд-89» или «Шоу-премьера фильма «Игла» с участием Виктора Цоя. Эта программа вызвала бурю негодования и шквал негативных эмоций со стороны партийных органов с последующим запретом программы «ПРЕСТРОЙКА», несмотря на уже появившуюся рекламу. Пришлось афиши снимать, объявления в прессе аннулировать, а мероприятие отменять. И только осенью того же года удалось провести программу «ПРЕСТРОЙКА-2». Вот вам и 1989 год. Город Бердянск. И время, когда вроде уже все было разрешено.
Как сказал тогда организаторам один из партийных руководителей, сейчас очень демократичная личность в Бердянске — «Какое вы имели право так оскорблять людей, столько сделавших для нашей Родины?» Имелись в виду такие «личности», как Сталин, Брежнев, Черненко, Устинов и другие, в том числе и всесоюзно известный «пионер-герой» Павлик Морозов, на портрете которого, официально выпущенного советской полиграфической промышленностью в 70-х годах, были всего лишь подчеркнуты фломастером следующие слова — «Не колеблясь, Павлик разоблачил и родного отца». Так кто и кого оскорбил?
Но, тем не менее, фестиваль «ДНК» («ДУХовность-НРАВственность-КУЛЬТура») удалось провести практически беспрепятственно. Почему? Об этом позже. По сути этот фест был симбиозом музыки, живописи и кино, разных стилей, жанров и направлений, то есть, в одном фестивале соединился и музыкальный фестиваль, и кинофестиваль, и фестиваль изобразительного искусства, и многое другое которому даже сейчас его бывшие организаторы не могут подобрать объяснение. Проходил он с 1 по 3 июня в ДК им.Калинина тихо, мирно, спокойно, без скандалов, без паники, без излишней суеты. Зато при полном скоплении народа. Начинались фестивальные
программы в 18.00, а заканчивались глубоко за полночь. Изюминкой феста стало выступление уникального культового коллектива — группы «Вежливый отказ» из Московской рок-лаборатории, куда кроме него входили такие разноплановые мэтры альтернативной рок-музыки как «Звуки Му» П. Мамонова, «Центр» В. Шумова и «Николай Коперник» Ю. Орлова. «Вежливый отказ» вместо запланированных двух выступлений, отработал абсолютно все фестивальные дни и под бурю оваций и восторженные возгласы зрителей затягивал свои «получасовые» концерты на час-полтора, благо они завершали ежедневную программу. Остальные музыкальные коллективы — самобытный бердянский джаз-бэнд Вячеслава Самойлова, уникальная группа авангардного джаза Михаила Спектора (Днепропетровск), колоритная этно-блюз-хоспелз группа «Zdaaa» из Таллинна, фантастическая соул-группа «ЧАМ-ЧАМ» (Львов) и непредсказуемый психоделик-экзотик-бэнд «Невоздыхоплавдум» (Москва), а также другие исполнители тоже вызвали закономерный интерес и уважительные отклики, как у бердянского зрителя, так и уже начавших собираться курортников.
Среди художников выделялись своими произведениями заезжие сюрреалисты, участники международных вернисажей Анатолий Кондаков он же Том (Томчик) и Дмитрий Цыпунов. Среди карикатуристов — запорожец Валентин Дружинин и бердянец Сергей Семендяев. В жанре современной живописи приятно смотрелись картины еще одного нашего земляка Юрия Затеры, а также мэтра Вадима Лялецкого. Картины местного сюрреалиста Виталия Микулы, может быть и получили бы большее признание посетителей, но их, увы, мало кто успевал рассмотреть, т.к. данный товарищ распродавал их прямо, что называется, на ходу во время мероприятия, пополняя на следующий день экспозицию новыми работами не только из своих закромов, а иногда даже с непросохшей краской. Пришлось организаторам намекнуть бизнесмену, чтобы он назначал время выдачи проданных работ уже после закрытия мероприятия. Изобразительное искусство вообще было представлено на данном фестивале очень колоритно. Наряду с традиционными направлениями, были выставлены работы абстракционистов, авангардистов, сюрреалистов, неопримитивистов, пресставистов и многих других современных направлений, как живописи, так и иных, в том числе не совсем обычных форм, вызывающих у некоторых посетителей смятение и замешательство, но никак не отвращение.
Второй изюминкой стал просмотр запрещенного в СССР американского или английского (по разным источникам) откровенно сатирического фильма «Красный монарх» (о Сталине), который затмил даже легендарный, до этого знакомый только по музыке фильм «Jesus Christ — Superstar» («Иисус Христос — суперз-везда»), также наряду с другими фильмами демонстрировавшийся в программе фестиваля. Чтобы показать «Красного монарха» организаторам пришлось пойти на некоторые уловки с представителями госбезопасности, что привело к тому, что не показывать этот фильм уже было просто невозможно.
Кстати, именно тогда впервые в Бердянске был применен термин «спонсорство». Точнее, он был применен еще на программе «Андеграунд-89», когда ведущий В. Казачковский в шутку сказал — «Наш спонсор — городская баня!», после чего журналист П. Соколов поинтересовался, а правда ли это. И, получив отрицательный ответ, посоветовал заняться этим вопросом вплотную. С городской баней или банно-оздоровительным комплексом, как правильно это заведение называлось, ничего не вышло. Вернее, договор на спонсорство был заключен, обильная реклама прошла как во время фестиваля «ДНК», так и перед ним, даже из грохочущих динамиков по пр. Ленина, но спонсорских дивидендов сие заведение так и не перечислило. Короче, баня киданула. Зато оправдал надежды второй спонсор — «ГОССТРАХ», который честно выполнил свои обязательства и остался доволен своей рекламой. Поэтому право первопроходцев в жанре спонсорства по праву принадлежит П. Соколову, В. Казачковскому и естественно порядочной организации «ГОССТРАХ», ныне уже не существующей, но в те времена очень популярной среди населения СССР.
К слову сказать, «ДНК» — это единственный фестиваль на то время, который прошел без скандалов и выяснения позиции «Кто виноват?» Причиной тому, скорее всего, было не только то, что он проходил на «своей» территории и в него на этот раз не запустили свой нос и грязные руки ушлые комсомольцы плюс остальная шушера, а и то, что после весенних громких скандальных шоу-программ и продолжительных выяснений типа, «по какому праву», «как вы смели», «на каком основании» и «доколе», партийцы наверное, просто устали от своей только их изнуряющей борьбы неизвестно за что. Плюс к тому же был проведен ряд отвлекающих маневров, один из которых состоял в прослушивании магнитозаписей будущих участников «Рок-поп-шоу’89», заранее обреченного на погибель. Поэтому многие члены комиссии,
назначенной горкомом партии, даже и не подозревали то, что каждый день прослушивают записи липовых участников будущего феста и фильтровали их, давая «ценные» советы и указания по урезанию песен таким исполнителям, например, как «Наутилус Помпилиус» «для экономии фестивального времени и улучшения качества произведений».
Записи приносились организаторами наобум, иногда специально с «чудовищными» текстами типа «Родина-уродина» ростовской группы «Новые комсомольцы», что приводило некоторых членов комиссии просто в бешенство и обильное слюноизвержение. Иногда менялись этикетки названий коллективов и вместо известных профессиональных групп на прослушивании демонстрировались якобы претенденты-аматоры, к которым, как обычно, появлялась масса претензий как по музыке, так и по текстам…
Комментарии:
Роман | 10.09 2013 в 01:06
Эта статья тоже с сайта IK-MUSIC. Нагло передрали частично, там намного полнее.