Наконец-то случилось то, что и должно было случиться: наши правители окончательно утратили веру в возможность полюбовного урегулирования газовых проблем с Россией, то есть добиться снижения цены на поставляемое из нее голубое топливо. Что, в общем, читалось едва ли не с самого начала взаимных обхаживаний по этому поводу от высоких чиновников с обеих сторон. И когда тщетность всех своих усилий в Украине полностью осознали, решили в корне сменить тактику ведения борьбы.
Сделанное премьер-министром нашей страны Николаем Азаровым заявление о реструктуризации Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» прогремело достаточно неожиданно и вызвало широкий резонанс. В том плане, что ликвидацией этой структуры и разделением ее на несколько отдельных единиц правительство намеревается сделать «финт ушами» и разорвать кабальный газовый контракт с Россией, подписанный Юлией Тимошенко в 2009 году. Правда, эксперты-экономисты немедленно поставили под сомнение возможность осуществления такой хитрой уловки, обозначив, что в таком случае обязательства по соглашениям возьмут на себя компании-преемники. И это не считая того, что внешние долги «Нефтегаза» (а это – что-то около двух миллиардов долларов) также кто-то должен отдавать. Но аналитики слова Николая Азарова назвали едва ли не официальным объявлением новой газовой войны Украины и России.
И пока в РФ продолжают настаивать на том, что единственный для Киева выход из создавшейся ситуации – еще раз хорошенько подумать о слиянии «Нефтегаза» с «Газпромом», наше правительство, похоже, все отчетливее ориентируется на другой вариант, а именно – курс на европейские стандарты и соблюдение обязательств перед Европейским энергетическим сообществом. Происходит это на фоне запуска Россией первой очереди газопровода «Северный поток», что наверняка обернется падением транзита голубого топлива через территорию Украины и дестабилизирует работу нашей газотранспортной системы. То есть Киеву нужны гарантии нормального дальнейшего функционирования ГТС, а также возможность ее приватизации после прохождения процесса реструктуризации.
Впрочем, пока конкретной и четкой концепции разделения «Нефтегаза» на предприятия по добыче, покупке, продаже и транспортировке газа правительство еще не представило, но уже к 1 января 2012 года обещает завершить работу в этом направлении. Однако уже сейчас известно, что отдельные структуры, вернее, какая-то часть их пакетов акций будет выставлена на продажу. В частности, речь идет о таких структурах как «Укргаздобыча», «Укртрансгаз», «Черноморнефтегаз», «Укртранснефть» и ряде других. По словам министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко, такой шаг позволит не только рассчитаться по внешним долгам НАК, но и дополнительно принесет в государственную казну порядка семи миллиардов долларов, которые планируется пустить на увеличение собственной добычи газа и модернизировать существующие энергетические системы.
Кстати, в результате предполагаемой реструктуризации должны появиться сразу две компании, которым будет предоставлено право торговать газом в Украине. Так, министерство энергетики хочет возложить миссию продажи голубого топлива населению на «Укргаздобычу», а реализацию российского газа – на компанию «Газ Украины». При этом взаимное «перетекание» энергоносителя между двумя структурами исключается – во избежание внедрения теневых схем и махинаций. Как говорится, «питание» должно быть раздельным. Роль же «Нефтегаза» будет заключаться лишь в управлении пакетами акций компаний-преемниц и распределении их прибылей по итогам года.
То, что украинский газовый рынок нуждается в экстренном реформировании, в «верхах» говорят очень давно, но к конкретным действиям их подстегнула позиция России, не желающей давать скидку на свой горючий товар. Это вынудило Киев засучить рукава и пытаться проторить дорогу к ЕС, чьим условием является адаптация энергетической инфраструктуры Украины к европейским стандартам и реформирование нефтегазовой отрасли. Уже до 1 октября Виктор Янукович поручил правительству разработать подготовку соответствующей программы с учетом скорейшей реструктуризации «Нефтегаза», вроде бы вписывающейся в концепцию требований ЕС.
И ведь язык не повернется сказать, что эту реформу затеяли не вовремя: и так уже «пациента» по имени НАК «Нефтегаз Украины», погрязшего в огромных долгах и дискредитировавшего себя по всем статьям, давно пора было вывозить на условное «кладбище» изживших себя коммерческих проектов. Но главное в данной ситуации – не допустить, чтобы вынужденное разделение компании не привело к возникновению еще более разрушительных хаоса и бардака. Ибо примеров, когда правая рука не знает, что делает левая, в современной украинской истории – несть числа.
Максим КОРОБЕЦ
Комментарии:
нет комментариев