Одним из инициаторов прошедшей 15 августа ярмарки бердянских пчеловодов является потомственный пчеловод Роман Радучич. О том, почему в Европе так высоко ценится мед Северного Приазовья, как отличить настоящий мед от подделки и что необходимо, чтобы завести пасеку на приусадебном участке, он рассказал читателям «Делового».
— Роман, откуда пошло увлечение пчелами?
— Полюбил пчел с подачи прадеда Уласа. Насколько помню, я сам с детства ел мед во всех видах, сам проявлял интерес к этому делу и по примеру прадеда также хотел заняться разведением пчел. В нашем рационе мед полностью заменял сахар, в моей семье тоже так заведено. Всегда было любопытно наблюдать за пчелами, особенно весной, когда природа просыпается и пчелы идут в облет. Никогда не боялся их укусов — скорее всего дед меня берег, чтобы тягу к этому делу не отбить. Главное — не подходить к пчелам, когда они ведут себя агрессивно в непогожие дни. Насколько знаю, прадед был не первый пасечник в нашем роду, занимался этим делом профессионально. Он специализировался на маточном молочке, имел 60 пчелосемей и был одним из наиболее серьезных специалистов. В те времена все было по другому: никто не относился к пчеловодству как к бизнесу, на пасеку ездили как на вылазку, большим коллективом. Откачка меда была формой активного отдыха с традиционными шашлыками и застольем. Пчелами я занялся сразу после армии, многое подсмотрел у собратьев по увлечению, помогли с покупкой первых семей. В итоге занимаюсь пчеловодством девять лет, а есть коллеги- пчеловоды во втором-третьем поколении. Начинал с одной семьи, сейчас у меня более 50. Активно помогает жена, просыпаемся и ложимся спать вместе с пчелами. Стараюсь профессионально расти: в этом году ездил в Закарпатье перенимать передовой опыт. Пчеловодством там, в основном занимаются венгры: их пчелы миролюбивые и хорошо разводятся — за месяц их количество увеличивается вшестеро. Зато медоносов крайне мало, поэтому энтузиасты специализируются на выведении чистопородной карпатской породы. Подход к делу там действительно хозяйский, есть чему поучиться, секреты передаются от отца к сыну.
— Пчеловодство по карману каждому?
— Вообще это занятие очень затратное: около 500 грн. стоит семья, в 200 грн. обойдется новый улик, можно сэкономить, взяв старый. В итоге после приобретения инвентаря для старта затраты составят до тысячи грн. Начинать нужно с весны, в конце мая — начале июня традиционно проходит первая выкачка меда, собранного с рапса, в июле уже будет разнотравье. Следующим идет цветенье подсолнуха — этот мед успевают выкачивать до трех раз, поскольку подсолнечника больше всего сеют, хотя он и не относится к хорошим медоносам. Большинство покупателей его незаслуженно забраковывают, зато немцы берут охотно: по их данным в таком меде, собранном в регионе Северного Приазовья, есть четыре уникальных ингридиента, незаменимых при онкологических проблемах. По моим данным в основном весь реализуемый через наши оптовые заготовительные предприятия мед уходит в Германию, Швейцарию и в нефтеносные арабские страны. Его высокое качество за рубежом оценено по достоинству: ведь у нас почти не работает промышленность, а за рубежом даже несмотря на жесткий надзор экологов подобной чистоты меда добиться трудно.
— Как быстро вложения начнут оправдываться?
— По грубым подсчетам в среднем улик дает минимум бидон меда, у опытного пасечника результат может быть втрое больше. Секрет в применении профессиональных приемов и секретов: к примеру, соединяют семьи-медовики, от одной можно взять до 200 кг меда за сезон. При этом никакой подкормки сахаром, насчет чего надоело выслушивать высказывания от покупателей. Конечно, как и в любой сфере деятельности, среди пчеловодов, наверное, есть и не чистые на руку люди, хотя я лично таких не знаю. Настоящий хозяин никогда до такого не докатится: пчела, перерабатывая сахар, очень изнашивается и ослабевает, это все равно, что грудных детей кормить только искусственной смесью. Подкармливают медом — у профессионального пчеловода его всегда много, если начнет применять сахар — быстро вылетит «в трубу».
— С какими проблемами сталкиваются пчеловоды?
— Наиболее проблемной из популярных у пчеловодов культур является рапс: в момент цветения его уничтожают насекомые-вредители, потому поля обрабатывают химикатами с воздуха. Здесь главное наладить взаимодействие с фермерами, предупреждая их о появлении на их участке пасеки. Фермер, в свою очередь, обязан поставить в известность пчеловода, что собирается провести обработку полей. Раньше это все строго контролировалось, знаю, что в этом году много пасек погибло из-за отсутствия налаженной связи: пчелы улетели на поля и просто не вернулись. Губит пчеловодство и бездумное выжигание стерни на полях: гибнут пчелы и выгорают лесополосы. Акации в посадках насаживали еще в послевоенное время за трудодни, сейчас посадить одно дерево стоит 30 грн. Никто этого делать не будет, а ранней весной это единственный медонос в степях.
— Подскажите секрет, как не ошибиться при выборе меда?
— Настоящий мед не засахаривается — он кристаллизуется, сахарный либо закиснет, либо будет стоять как карамель. Наиболее верный способ проверки качества — намазать жидкий мед на хлеб: если он впитал влагу, мед не настоящий, хлеб должен подсохнуть — взяться коркой. Кроме того, даже после фильтрации мед не бывает идеально чистым, содержит вкрапления воска. Если же он чистый как слеза — повод задуматься.
— Кто, по Вашему, может быть пчеловодом?
Пчеловодство на 80% основано на любви к делу и даже на фанатизме. Конечно, коммерческая выгода присутствует, но если изначально подходить к пчелам как к источнику постоянного дохода — вряд ли добьешься успеха. Все больше пчеловодством занимается молодежь, хотя в этом деле и 50-летний пчеловод считается молодым. Старшее поколение даже если не кочует, держат несколько ульев для души. Раньше 10-15 семей на пасеке — это уже показатель. Сейчас в Европе профессионалы держат от 200 семей, у нас пчеловодство на полулюбительском уровне. Если честно, хотелось бы, чтобы пчелами занималось как можно больше людей.
Олег ЕРЕМИН
Досье Делового
Роман Радучич родился в 1978 году в Бердянске, после СШ №13 поступил в ПТУ №39, где получил профессию сварщика. Демобилизовавшись из армии, продолжил образование в БГПИ на социально-гуманитарном факультете по специальности «История права». Разведением пчел занимается девять лет. Женат, воспитывает сына.
Комментарии:
нет комментариев