Для одних он – рай флоры и фауны. Для других – туристическая мекка. Для третьих – святилище, наполняющее каждую клеточку организма духовной энергией. Для среднестатистического большинства – место, где можно «бухнуть» под открытым небом и под ним же бросить бытовые останки. В общем, каждый находит в Хортице (не в водке, естественно) близкое своему существу…
Не сомневаемся, что бывавшие на острове хоть раз согласятся с нами – это поистине удивительный природный уголок, где без опаски можно наполнить легкие чистым воздухом. (Да, для Запорожья, увы, это становится все большей роскошью.) Потому рассказ об этом объекте заслуживает отдельного разворота.
Жемчужина
Итак, как вы помните, Хортица относится к территории Орджоникидзевского района. Расположен остров ниже плотины между днепровскими порогами и плавнями. Крупнейший по своему подобию не только в Украине, но и в Европе. Его длина – 12,5 км, ширина – в среднем 2,5 км, площадь – около 2,5 тыс. га. Исторические справочники гласят: «На протяжении тысячелетия в урочищах Хортицы жили земледельческие племена эпохи бронзы (III-II тыс. до н.э.), оставив многочисленные поселения, городище, погребения и культовые сооружения. В VII в. до н.э. в этих краях появляются скифы. Их пребывание на Хортице отмечено археологическими находками на скале Совутиной (городище), поселениями и погребальными комплексами. Самые яркие страницы истории Хортицы связаны с запорожским казачеством. Первое укрепление казаков построено на о. Малой Хортице Дмитрием Вишневецким в 1556 году».
Растительный мир острова поражает своим разнообразием. Есть степи, дубовые и хвойные леса, пойменные луга. Всего произрастает около 960 видов растений, 560 из них — представители дикорастущей флоры. Кстати, в середине ХІХ века на Хортице рос знаменитый хортицкий лес, занимавший две трети территории – 1,5 тысячи га. Но в 1870-е годы он был на корню вырублен и продан немцами-меннонитами, фактическими хозяевами на тот момент… В северной и северо-западной части острова некоторые скалы достигают сорока метров. В оврагах, но главным образом — в плавневом лесу на юге острова, обитают свыше 30 видов животных, 120 видов птиц, 10 видов пресмыкающихся, пять видов земноводных. Самые многочисленные среди пернатых — водоплавающие (кряквы, чирки, лысухи). Большинство уток остаются зимовать на плавневых озерах и на Старом Днепре, незамерзающем даже в сильные морозы. Много чаек (особенно серебристых) и цапель. Есть фазаны, которых сюда завезли в 50-е годы прошлого века.
Согласно генеральному плану развития заповедника, на Хортице расположены поселки Научный городок, Садоводства и Овощеводов. Жилые дома состоят на балансе города. Остальные постройки, разбросанные по острову, юридически ни за кем не закреплены. В общей сложности здесь проживает свыше полторы тысячи человек.
В 2007 году Хортицу признали одним из «Семи чудес Украины».
Теремки
Однако еще задолго до этого года и статуса остров привлекал любителей прекрасных пейзажей и незаконного строительства. Местные царьки, наплевав на закон, и сейчас продолжают возводить хоромы. Последний пример, преданный в свое время широкой огласке, – возведение особняка в Научном городке одним из запорожских борцов с оргпреступностью. Несмотря на соответствующие акты и иски администрации заповедника дом практически готов к заселению счастливого семейства.
Еще один нашумевший случай – коттедж, в котором некогда «гостил» экс-архиепископ Запорожский и Мелитопольский Иосиф. В 2009 году владыка заверял, что недвижимости на Хортице у него нет, и он лишь согласился на предложение некоего законопослушного гражданина Романа Гука пожить в его пенатах. Однако, по словам директора заповедника Максима Остапенко, реконструкция объекта была произведена самовольно. Обращения в различные инстанции также не возымели должного результата.
Проблем администрации заповедника доставила и бывшая база «ЗАлКа», а вернее – ее хозяин, тот самый Дрозденко. Сначала на фундаменте четырех домиков поблизу здания появился двухэтажный корпус для отдыхающих. Затем – гостиница «Пектораль», которая сейчас благополучно работает и процветает.
Есть на Хортице и заброшенные строения – здания комсомольской школы и Центрального института механизации и электрификации животноводства (ЦИМЭЖ). Суды по поводу первого объекта тянутся еще с 90-х годов прошлого века. Права собственности на него регулярно передаются третьим лицам, однако его истинные владельцы остаются неустановленными. О пребывании здесь человека напоминает лишь надпись, выведенная на листе А4: «Осторожно! Злые собаки». Но даже тех мы не повстречали. Что касается второго, то вот уже два года как его не передадут на баланс заповедника. Здесь же расположена беседка, к которой съезжаются для фотосессий молодожены Запорожья. Об этом свидетельствуют раскиданные стаканчики и коробки из-под конфет. Перила раскурочены, ступеньки оббиты, и, скорее всего, процесс их разрушения продолжится. А жаль.
Денег.нет
Не в самом завидном положении находится и сам заповедник.
– Если раньше работали базы отдыха, пионерлагеря, пляжи, то сейчас вы сами можете посчитать, сколько в городе осталось общественной территории для досуга запорожцев. Поэтому нагрузка на заповедник стала в разы больше. При этом помощь из экофонда нам не поступает. С одной стороны, мы – историко-культурный заповедник, но взяли на себя охранные экологические обязательства у област-ного управления экологии на заказник «Днепровские пороги». К примеру, служба режима в первую очередь должна заниматься охраной памятников, а не бороться с пожарами и вывозить мусор. С другой стороны, Минкульт говорит, что не может финансировать экологию. Вопрос к депутатам: каким образом урегулировать этот нонсенс? Все средства, которые у нас сейчас есть – за счет общественности, внутренних ресурсов. В тоже время мы разрабатываем туризм и уже вышли на хорошие цифры. За первое полугодие 2012-го мы заработали около 850 тыс. грн, за шесть месяцев 2013-го – 1 млн 450 тыс. За весь прошлый год – 2,2 млн. Но проблема в том, что деньги заходят и оседают в казначействе, и мы не можем ни копейки взять для развития заповедника. Последние платежи, которые мы провели, были в ноябре 2012 года. Сейчас у нас осталось три литра бензина. Если бы не спонсорская помощь, не знаю, что бы мы делали. А ведь нужно создавать новые экспозиции, покупать экспонаты, витрины, одежду и обувь для сотрудников, – описывает сложившуюся ситуацию Максим Остапенко.
Его зам Сергей Онищенко дополняет:
– В выходной день к нам приезжает 1100 машин. Людей приходит до 8 тыс. Организованных туристов в год – 250 тыс. Представьте, сколько мусора они оставляют. После субботы-воскресенья – просто завал. Потому понедельник-вторник уходит на очистку. Для комфорта людей мы поставили 14 контейнеров, но убираем и вывозим мы своими силами. Или вот еще пример. С 25 по 28 июля проходил фестиваль авторской песни «Поющий остров». На него съехались люди со всей Украины. Ночевали тысячи человек. Мы завезли семь прицепов сухостоя, чтобы не рубили лес. Все спалили. На этой неделе мы еще четыре привезем. Нас никто не заставляет это делать.
Разовую помощь городская власть оказала лишь в мае этого года. Тогда выделили топливо, борону, косилку. Но сотрудники заповедника сетуют, что в этой работе нет системности. Но есть и плюсы – субботники, проводимые энтузиастами и общественными организациями.
– Это огромная поддержка. К положительным моментам можно добавить программы по грантам. Например, питомники закладываются за счет французов. Помогает «Запорожсталь». Они внесли весомый вклад в строительство «Запорожской Сечи». Сейчас содействуют в обустройстве еще одного объекта, – рассказывает Максим Анатольевич.
Несмотря на нехватку средств и следующие за этим проблемы, есть и планы по дальнейшему развитию:
– Самый глобальный проект, который мы только сейчас обсуждаем – ландшафтно-зоологический парк на 300 га по подобию Аскании-Нова. Ничего подобного в Украине еще никто не делал. Да, есть сафари-парки, но они крохотные по территории.
По задумке, животные будут содержаться в полусвободных условиях, без вольеров и клеток. Единственное отличие от обитания в дикой природе – зверушек будут охранять, лечить и следить за их режимом питания. Земли будут переведены в природно-заповедный фонд, что поможет уберечь гектары от незаконного строительства.
Еще одна затея, которую Максим Остапенко пытается донести до представителей местной власти, – специализированный транспорт:
– Мы предлагаем пустить маршрут от Запорожья-1, через Металлургов, Хортицу и до Запорожского дуба. Таким образом мы можем объединить 70 % всех исторических и культурных достопримечательностей Запорожья. Так будет реализована стратегия, о которой говорит Александр Ченсанович, – привлечение миллиона туристов в год. Но для того чтобы иностранцы сюда приезжали и чувствовали себя безопасно, они должны сесть на один вид транспорта и спокойно перемещаться. Подобная идея реализована в Лондоне. Там обычный городской маршрут адаптирован для туристов.
Но пока этот проект существует на уровне фантазий – наши чиновники пеняют на то, что маршрут не будет рентабелен. Хотя, скорее всего, им невдомек, что можно и нужно зарабатывать, ибо привыкшие к другим, более простым схемам. В общем, хороша Хортица, да не тем досталась. Остается лишь поблагодарить руководство заповедника за то, что берегут жемчужину Запорожья, так сказать, вопреки.
Вадим ЕРЧЕНКО
Комментарии:
нет комментариев