misto.zp.ua

На своем «горбе»

На своем «горбе»

В конце ноября 1960 года запорожский завод «Коммунар» представил миру первую партию автомобилей «Запорожец». С тех пор он стал самым народным и самым «горбатым» автомобилем, не менее любимым и сегодня. Правда, уже в качестве раритета.

Дуся принесла прибыль

Это сегодня о народном автомобиле слагают анекдоты — например: «Запорожец» - полчаса позора и ты дома!». А в далеком 1960 году выпуск автомобиля был настоящим событием, о котором красноречиво писали местные газеты и активно прославляли труд «наших коммунаровцев».

Первые «Запорожцы» город увидел в 1960 на демонстрации 7 ноября. Они шли впереди колонны всей, и горожанам обещали, что к концу года стране «дадут 1500 микролитражных автомобилей». Активно пропагандировали «рационализаторскую мысль», в связи с реконструкцией, которую проводил автозавод, чтобы «уверенно без перебоев поставлять трудящимся автомобили» («Запорожская правда»).

О том, что «мысль растет», свидетельствовали множественные сообщения о новых идеях. Как например, предложение работницы предприятия Евдокии Жученко (которую называли просто Дусей) принесло в то время заводу прибыль в размере 32 тысяч рублей.

18 ноября запорожцам сообщили, что «Есть микролитражный!». Он и правда был — к тому моменту было произведено 150 автомобилей. В 1960 году в кузовной цех пришли «новые люди». Правда, они были теми же коммунаровцами, которые до этого делали «жниварки» (или жатки для скашивания сельскохозяйственных культур, — авт.), но прошли переподготовку.

Сами работники цеха тогда не скрывали, что работа все-таки местами «тормозится». В одной из статей начальник кузовного цеха товарищ Баликов признавался, что причина задержек — брак. Автозаводчане еще не научились придерживаться «первоклассности» во время обработки деталей. Правда, о результатах борьбы с браком говорили одним словом —они незначительны.

Первопроездцы

Уже 21 ноября первые «Запорожцы» стали продаваться. Первыми, кто приобрел народный автомобиль, стали электрик литейного цеха автозавода «Коммунар» по фамилии Дихтяренко и начальник лаборатории того же цеха Голубева. Вторыми стали работники «Днепроспецстали» - токарь обдирочного цеха и бригадир электрослесарей. Известно, что приобретенные автомобили были похожи по форме на своего итальянского брата «Фиат-600». Такой «экономвариант» представлял собой как минимум «миниатюрный» автомобиль с четырехместным салоном.

Знаток истории автомобиля «Запорожец» Эдуард Бобровицкий, когда-то работавший в многотиражке «Коммунаровец», говорит о том, что об этом автомобиле ходит много баек.

— Я знаю о таком водителе-испытателе Иване Кошкине, - рассказывает «Острову...» Эдуард Бобровицкий. - Так вот он тестировал «Запорожец», который позже возили даже Хрущеву на показ как народный автомобиль. Машину испытывали и в Крыму, даже сбрасывали в пропасть.

Теперь к испытаниям эти «Запорожцы» вряд ли готовы, но коллекционеров очень интересуют.

— Например, во Львове есть клуб, который на отреставрированных моделях ездит за границу, - продолжает эксперт. - В Запорожье тоже есть частный автомастер, который собрал и отреставрировал двадцать «Запорожцев». А я лично даже жалею, что теперь подобные автомобили не выпускаются.

Только для смелых

Хотя говорилось о том, что автомобиль не считался роскошью, его цена могла ударить по карману простого жителя Запорожья. Некоторые еще помнят, что в начале своей славы «Запорожец» стоил до двух тысяч рублей, что по сравнению со средней зарплатой было более чем дорого. Но уже с 1967 года пришло время «Запорожцев» второго поколения. А с 1980-го по 1994 год завод выпускал «инновационную» версию автомобиля первого поколения. Изменилась передняя панель кузова, задние фары приобрели более прямо­угольную форму. Знатоки утверждают, что стал более мощным и двигатель. И в 1972 году началось серийное производство. Запорожанка Татьяна Ивченко вспоминает, что в их семье «Запорожец» оказался с большим запозданием — только в конце 80-х годов.

- Я уже не могу точно вспомнить, сколько тогда он стоил, наверно, мой отец приобрел его по цене примерно в три тысячи. Купить было легко, дефицитом он никогда не был, были бы деньги. Сейчас мы по старой памяти называем наш автомобиль «машиной камикадзе». Ездили мы на нем не больше года, но было с ним много проблем. Он был не плох для того, чтобы перевезти какие-то вещи. И все-таки в истории нашей семьи остался.

В те годы «Запорожец», да еще и подержанный, был автомобилем не совсем удобным, считался очень неприхотливым в ремонте. Известно, что советский автомобиль стал известным и за рубежом, где продавался под названием «Yalta». А чуть позже запорожский завод стал выпускать «инвалидки». Окончательно «сошел с конвейера» «Запорожец» в 1994 году.

«Горбатый», «ушастый» (или «чебурашка»), «мыльница» - все эти названия, хочется верить, народному автомобилю давали с исключительной любовью. А иначе как объяснить то, что во многих запорожских семьях есть либо своя байка о когда-то купленном «Запорожце», либо даже сам автомобиль в старом гараже.

Алена ХРОМЕНКО


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в