На протяжении восьми лет в Запорожье существует совместная программа городских властей и Общества Красного Креста «Горячие обеды для бездомных». «Остров…» присутствовал на такой раздаче еды и увидел, чем кормят запорожцев без определенного места жительства.
В этом году пункты, на которых «бомжи» могут получить свою порцию горячего обеда, работают одновременно – в 12.00. По словам руководства Красного Креста, до этого бездомные хитрили –одни и те ж люди появлялись на нескольких точках, и получали обед несколько раз. Учитывая необходимость «вложиться» в строго выделенную сумму, общество не имеет возможности кормить бездомных по нескольку раз на день. По словам председателя областного Общества Красного Креста Константина Силина, в этом году программа была профинансирована на должном уровне, вот только на хлеб средств не хватило.
- Мы получили деньги из областного бюджета (10 тысяч гривен), городского – (15 тысяч), а также предприятие КП «Пресса» помогло закупить хлеб для бездомных (2 тысячи гривен). К тому же, это не единственная программа общества, мы также даем одежду, направления на флюорографию, ведь в этой категории людей наиболее высокий процент заболеваемости туберкулезом. Таким образом мы стараемся оздоровить наших подопечных.
«Сеть» бомжей
В общество обращаются и сами жители города, наблюдая в своих подъездах ночлежки бездомных. Кто-то звонит из жалости, а кто-то просто боится инфекций, которыми можно заразиться.
По подсчетам Красного Креста, на их точках появляется в среднем 500 бездомных, остальная часть находится на учете других социальных служб. А в целом, в городе около 5 тысяч бомжей, у которых есть своя собственная налаженная сеть, по которой они узнают о помощи социальных служб.
- Мы уже 8 лет занимаемся этой программой, и бездомные уже «по своим каналам» узнают, где находятся наши точки, - рассказывает Константин Силин. - Они знают, что мы с 15 октября начинаем их кормить. Но в этом году из-за теплой осени мы стартовали 1 ноября.
Приятного аппетита!
«Остров…» имел возможность лицезреть обед, предназначенный для бездомных, стоимостью 7 гривен. И по нашим наблюдениям, вряд ли те, кто пришел сюда поесть, будут жаловаться. Просто опустим вопрос о полезности такого питания - в меню входит картофельное пюре из порошка с небольшим кусочком мяса (еда быстрого приготовления), ломтик хлеба и стаканчик кофе. Для посетителей выставлено несколько столов, за которыми ждут своей очереди те, кто остался без работы и крыши над головой. Некоторые из них сейчас живут в парках и скверах, а кто-то - просто под деревом. Отдельные гости, по наблюдениям "Острова...", живут не под деревом, а в квартире - в очереди стояли несколько старушек-пенсионерок, которым, вероятно, просто не хватает пенсии на еду.
Анатолий «бомж» со стажем – живет на улице 8 лет. Но не это его волнует – как он рассказал «Острову…», наибольшим его горем стало отсутствие общения с дочерью.
- В 1986 году я удочерил девочку 3 месяцев, воспитывал ее один, моя жена рано умерла. А после случилась со мной криминальная история. Сейчас дочке уже 26 лет. Она выучилась в Днепропетровске, кто-то из родственников рассказал ей, что я не родной ее отец. В приют не оформился, потому что нет паспорта, а чтобы его получить, нужно сведение о прописке. Квартиру у меня конфисковали - я работал заведующим магазином, а потом, как говорится, «залетел». Попал в тюрьму за растрату государственного имущества, раньше была такая статья.
Теперь Анатолий, которого братья по несчастью зовут просто Толик, живет на улице, всем доволен, и только плачет, вспоминая о дочери. Он нигде не работает, говорит, что не хочет работать за 300 гривен в месяц.
Свободолюбивые граждане
Те из «безхатьків», кто может предоставить свидетельство о регистрации в Центре учета бездомных, имеют право на место во временном приюте в Заводском и Ленинском районах. Эти организации по сути - религиозные общины. И как узнал «Остров…» от самих бездомных, религия им не по душе. Наш новый знакомый Дмитрий, откусывая краюшку бесплатного хлеба, признается, что жил в подобном центре в Энергодаре:
- Мне помогли, но у меня есть свои привычки, а там нельзя было ни пить, ни курить. Да еще и заставляли посещать служения. Мне показалось, что это очередная какая-то секта, и я ушел. Хотя, если честно, все было прекрасно, там давали одежду, кормили, но религиозная наклонность меня не устроила.
Как видно, антирелигиозные настроения Дмитрия взяли верх над страхом жить на улице. И сейчас, по его словам, он надеется лишь на высшие силы и на самого себя.
- Крыши над головой у меня нет, потому что когда я попал в тюрьму в России, мои родители вынуждены были продать квартиру в Мелитополе, чтобы меня поддержать. Но потом они умерли, я освободился, и меня, гражданина Украины, депортировали на родину. С женой я в разводе, поэтому семья осталась в России.
Пообщавшись с бездомными, «Остров…» пришел к выводу, что многие уже свыклись со своей жизнью. Более того, многих она устраивает, как бы они не жаловались на судьбу. Вот только те, кто попал на улицу из-за своей доверчивости, и даже случайности, живут с чувством обиды на человеческую несправедливость.
Алена ХРОМЕНКО, фото Ирины МАКУШИНСКОЙ
Комментарии:
нет комментариев