Гарлем или «черный квартал» – известный на весь мир район Нью-Йорка. Местные обходят его стороной, а туристы едут туда, дабы пощекотать себе нервы. Отличительная черта Гарлема – преступность федерального масштаба. Район, считающийся очагом бедности и социальной незащищенности, стал домом для тысячи афроамериканцев. По данным полицейских сводок за 60-е годы здесь 50% детей проживают в неполных семьях, а 70% жителей – наркозависимы.
Хотя Гарлем – это не только разбои, бандитские перестрелки и торговля наркотиками. Здесь зарождалась уникальная негритянская культура, подарившая миру джаз и искусство граффити.
Ценителей джаза в Запорожье не так много, а вот любителей уличных рисунков, судя по фасадам городских построек, хоть отбавляй. «Наскальная живопись» осела на фасадах наших домов, в подземных переходах, на памятниках архитектуры и фешенебельных бутиках главной улицы города. Но, похоже, запорожцев, как и местных чиновников, мало волнует это явление. Они лишь нарекают на невоспитанность молодежи. А меж тем, по мнению психологов, граффити – ничто иное, как выражение жизненной неудовлетворенности. Она спровоцирована бедностью, социальной незащищенностью, неопределенностью в жизни, трудностями самореализации. Эти проблемы затрагивают практически всех запорожцев, но сложнее всего молодежи. Поэтому типичный художник-граффист – это молодой человек из среднестатистической семьи. Ведь у так называемой «золотой молодежи» свой мир и свой досуг, которые стоят на порядок дороже. Молодые люди из простых семей развлекают себя как могут и на что денег хватает. Вот так в руках появляется баллончик с краской, а город получает очередной «шедевр» в виде невразумительной «писанины».
Год назад одна коммерческая организация регулярно страдала от того, что некий умелец под покровом темноты «украшал» фасад здания угрожающими надписями. Установленная видеокамера помогла вычислить вандала. Им оказался 14-летний подросток, мама которого учительница. Казалось бы, приличная семья, а отпрыск в ней словно паршивая овца. «Плохое воспитание» – скажете вы. «А может, проблема в том, что дома была учительница, а не мать?» – предположим мы.
Отсутствие в обществе адекватного представления о семье – причина искаженного мировосприятия молодежи. Ведь в среднестатистической украинской семье родители озабочены лишь тем, как заработать копейку. Ребенок же с головой уходит в социальные сети, где сейчас накапливается основная масса общественного негатива. Подросток поддается новым веяниями и отрицательным влияниям. Психологи говорят, что проявление этих тенденций – тревожный сигнал, означающий, что мы теряем способность к нормальной коммуникации. Вся злость и недовольство жизнью выплескивается там, в конце концов, эти процессы выходят за рамки виртуального общения. Молодежь протестует, выражает свое стремление к насилию и неготовность жить в системе, создавать что-то на благо социума. Отсюда на фасадах и в подземных переходах возникают призывы в виде граффити к расовой и религиозной дискриминации, к протесту против правоохранительной системы и конституционного строя. И если испорченное имущество еще полбеды, то кровавые расправы на расовой и национальной почве, разбои и погромы – это реальность, запечатленная в криминальных хрониках.
Все это кажется надуманным? Обратите внимание, что вандалы уродуют не все. Дорогой бутик в центре города загажен бессмысленными граффити. Что это, если не протест бедности против роскоши? Как предтеча, как напоминание о событиях, предшествующих русской революции начала прошлого века. Парапеты бульвара Шевченко, где находится городской совет, сплошь обрисованы. И это в центре, прямо на виду у городской власти! Так современные украинские гавроши выражают молчаливый протест против своего унизительного существования. Примечательно, что и хозяева бутика и чиновники, будто не замечают этих картин. Для молодежи это «зеленый свет», сигнал к безнаказанности.
В нью-йоркском метро власти на протяжении двух лет боролись с подобным самовыражением. Все это время власти не могли выпустить на линию вагоны, пока работники метрополитена не устранят в них все надписи. В итоге люди привыкли ездить в чистых вагонах, и рука вандала не поднималась нарушить идеальный порядок.
Увы, наша местная власть если и обратит внимание на проблему, то, вероятнее всего, выдумает систему штрафов. Терпения и средств на внедрение практики Гарлема вряд ли найдется. Дабы остановить «графический» произвол горожане предлагают устанавливать видеокамеры на центральных улицах (стоимость одной колеблется от 700 до 1000 гривен), заставлять публично устранять граффити и наказывать виновных. Ну а чтоб совсем уж не ущемлять подростков в творческих порывах – выделить им несколько метров железобетонной стены для красивых рисунков. Ведь, например, красочное граффити поднимает настроение тем же пациентам городской клинической больницы №5 и может претендовать на произведение искусства.
Однако если власть не обратит внимания на проблему обрисованных фасадов городских зданий, предложения граждан так и останутся предложениями. По нашему глубокому убеждению, именно местная власть должна искать механизмы для решения этой проблемы. Например, путем установки видеокамер в местах, облюбованных граффистами. Помня о вечной дыре в городском бюджете, предлагаем чиновникам не списывать в утиль видеокамеры, ранее использовавшиеся на избирательных участках. Ну а чтобы не смешить народ и пойманных вандалов мизерными штрафами, предлагаем наказывать владельцев, игнорирующих надписи на принадлежащих им строениях. Мы уверены, что запорожцы, которые хотят жить в красивом городе, поддержат инициативу чиновников.
Маргарита СОКОЛОВА
Комментарии:
нет комментариев