К парализованному Александру Попову руководство общественных организаций ветеранов Афганистана интереса не проявляет
Среди тех, кто 15 февраля пришел к памятнику погибшим воинам-интернационалистам почтить память ребят, жизнь которых отняла война, участника боевых действий Александра Попова не было. Да и не могло быть в принципе: Александр Анисимович 13 лет лежит парализованный, покидая пределы своей квартиры исключительно для поездок в военный санаторий в Саках, где такие как он спинальники проходят очередные курсы лечения.
– Но памятник я видел, – рассказал Александр Попов «Индустриалке». – Из окна машины, в которой ехал в санаторий. Мне так хочется возле него побывать!
…О том, что в Запорожье есть парализованный афганец, о котором руководство областного объединения Украинского Союза ветеранов Афганистана знает, но на 15 февраля даже какую-нибудь копеечную поздравительную открытку не пришлет, автору этих строк сообщил бывший руководитель Коммунарской районной организации УСВА Владимир Гергель, который давно уже переехал в Киев. Но в каждый свой приезд в Запорожье Владимир, по его словам, навещает Александра Попова, понимая, как тоскливо ему находиться в четырех стенах.
– Ира, уговори кого-нибудь из твоих знакомых афганцев сходить 15 февраля к Александру Анисимовичу, пусть поздравят его – все же человек служил в Афганистане, – попросил Володя, с которым мы знакомы еще с 90-х.
...Председателя правления Союза ветеранов Афганистана Запорожья Виктора Головченко (эта общественная организация, отметившая в прошлом году свое 20-летие, не входит в состав УСВА – официальной структуры, строящейся по вертикальному принципу с руководством в Киеве) даже уговаривать не пришлось. «Давай завтра съездим после митинга», – предложил Виктор.
«Как вы там жить будете?»
Как выяснилось, в Запорожье Александр Попов переехал из Красноярского края 13 лет назад – вернее, его, парализованного, перевезла сюда родная сестра Людмила Анисимовна. Вдвоем они жили в ее однокомнатной квартире на Кичкасе.
– Как-то пришли афганцы, сфотографировали, как мы живем, и рассказали Александру Поляку, который был тогда мэром, – вспоминает Александр Анисимович. – Поляк рассердился и нам дали эту квартиру.
Правда, когда мы в нее въехали (квартира находится на первом этаже стандартной девятиэтажки на улице Бородинской), одна женщина сказала: «Как вы там жить будете, ведь дом стоит на обратке?».
Она была права: в комнате у меня очень холодно, я лежу под тремя одеялами и не могу согреться.
Снайпер так прицепился, что голову страшно поднять было
– Александр Анисимович, а когда и где вы служили в Афганистане? – спрашиваю ветерана, которому хоть и трудно из-за болезни говорить, но, видно, что ему хочется выговориться, тем более что по телевизору в этот момент идет и фильм «в тему» – «Афганский излом».
– Я служил в Монголии (Александр Попов был в армии прапорщиком. – И.Е.), затем меня перевели в Калининград, откуда и направили в Афганистан, – волнуясь, вспоминает ветеран. – Там был начальником хозяйственного довольствия – отвечал за боеприпасы, питание. У меня была рота (горная мотострелковая, – уточнил Виктор Головченко), лазили по горам, как пантеры, - у нас была точка на перевале. Раз попал под снайпера. Как прицепился он ко мне, я боялся голову поднять. Пока лежал – так замерз, в Афганистане ведь, как только солнце заходит, сразу так холодно становится.
В 1988-м на перевале перед Кушкой прикрывали отход советских войск. Меня ударило в спину, контузило. Уже в Союзе попал в госпиталь в Красноярске – мы там все лежали.
Потом еще семь лет прослужил в Сибири. Последствия полученной контузии стали сказываться – болезнь постепенно прогрессировала. Когда я в очередной раз попал в госпиталь, мне взяли пункцию спинного мозга, да неудачно – после этого перестал ходить. Так все время и мучаюсь.
Заболевание у Александра Попова признали полученным в период воинской службы, он признан инвалидом I группы Советской Армии. Ежегодно он ездит лечиться в военный санаторий в Саки.
– В прошлом году его там так обидели, что слов нет, – подключается к разговору сиделка Любовь Торчанская, ухаживающая за Александром Анисимовичем последние два с половиной года. – 15 февраля всех поздравляли с очередной годовщиной вывода войск из Афганистана, а о Саше лечащий врач забыл, хотя он был единственным афганцем на тот момент в санатории.
Когда мне сказали о том, что там собрали всех, я стала возмущаться, но было уже поздно – все закончилось. Медаль «20-летие вывода советских войск из Афганистана» и удостоверение ему принесли в палату.
Саше не хватает общения. Уж 15 февраля к нему можно было прийти
В Запорожье же никто из афганцев за это время, что я за Сашей ухаживаю, ни разу не пришел, не поинтересовался, как он, не поздравил с праздником или днем рождения (справедливости ради отмечу, что к нему когда-то приходили руководитель областного объединения Александр Наметченко, его заместитель Валентин Зарва - правда, родная сестра инвалида Людмила Анисимовна отзывается о них нелицеприятно, а также бывший председатель городской организации Александр Немченко. – И.Е.). Только Володя Гергель, когда приезжает из Киева, всегда приходит – они дружат. Володя договорился со своими знакомыми ребятами и они помогают перенести Сашу в ванную – чтобы его помыть.
А вот участковый терапевт Светлана Станиславовна Ковалева часто проведывает – и по вызову, и без вызова заходит, два раза был уролог. Но Саше, конечно, не хватает общения с теми, кто служил в Афганистане. Мне кажется, уж 15 февраля можно было бы прийти.
…О своей главной просьбе к властям – сделать так, чтобы в квартире стало теплее, Александр Анисимович повторил за время нашей беседы несколько раз. «Это так сказывается нарушение кровообращения сосудов», - прокомментировал Виктор Головченко, потрогав батарею, которая была теплой. К тому же в комнате включен камин. Но выйдя из комнаты, где лежит 58-летний инвалид первой группы, в коридор, мы действительно почувствовали холод.
Вечером 15 февраля о парализованном старшем прапорщике Александре Попове председатель правления СВА Запорожья Виктор Головченко рассказал председателю райадминистрации Александру Кузьмину, приходившему к афганцам на освящение сквера Воинов-интернационалистов и на панихиду в память о погибших в Афганистане, которую проводил настоятель храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова о. Владимир. Александр Кузьмин пообещал помочь.
Ирина ЕГОРОВА
Комментарии:
нет комментариев